В зависимости от их экономического. Экономическая зависимость. В зависимости от формы правления государства

В современных условиях исследования регионального развития должны проводиться на федеральном и региональном уровнях. При этом аналитические исследования нацелены на обслуживание текущих потребностей федеральных и региональных органов управления, на выявление долговременных тенденций регионального развития и острых региональных проблем, на обоснование региональных прогнозов и целевых программ, на создание информационной базы для выработки стратегии территориального развития и региональной политики.
Региональные проблемы развития страны существенно отличаются от проблем экономического и социального развития отдельного региона. В первом случае основная задача - использование разнообразия условий и возможностей регионов для достижения наибольшего интегрального эффекта, т.е. экономическое пространство России следует организовывать таким образом, чтобы обеспечивать наиболее целесообразную специализацию регионов и формировать действенную их экономическую интеграцию, соблюдая при этом согласование федеральных и региональных интересов.
Во втором случае задача заключается в таком выстраивании экономической политики субъекта Федерации, чтобы обеспечивалось стабильное социальное развитие на основе наиболее полного использования экономического потенциала региона и межрегиональных связей при соблюдении согласованных с регионами федеральных интересов. Указанные различия в содержании региональной федеральной политики и политики социально-экономического развития региона предопределяют различия в задачах и содержании анализа на федеральном и региональном уровнях.
В качестве объектов анализа территориального развития страны на федеральном уровне могут выступать: макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.), крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия; регионы, выделяемые по признаку решения какой-либо крупной проблемы общегосударственного
значения (проблема возрождения Волги, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и т.п.); субъекты Федерации вообще и их группы, объединяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.); отдельные города и локальные территории, развитие которых в силу различных причин имеет или приобретает федеральное значение (Норильский пром- район, ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.).
Предметом анализа служат процессы, имеющие принципиальное значение для обеспечения: территориальной целостности государства и укрепления единого экономического пространства; экономической безопасности России; конституционных прав граждан на всей территории России; примерно равного доступа к социальным благам и достойного уровня жизни во всех регионах; рационального использования ресурсов и социально-экономического потенциала регионов в интересах всей Федерации; экологической безопасности и устойчивого развития регионов (табл. 35.2).
Таблица 35.2
Объекты и предмет анализа регионального развития (федеральный аспект) Объекты анализа Оценка влияния на: территориальную целостность государства и укрепление единого экономического пространства экономическую безопасность России формирование примерно равных условий доступа населения к социальным благам рациональное использование потенциала регионов в интересах всей Федерации экологическую безопасность и устойчивое развитие регионов финансово-бюжетную
обеспеченность
регионов Макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.) Крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия Территории, на которых решается крупная межрегиональная проблема Субъекты Федерации Группы субъектов Федерации, выделяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.) Отдельные города и локальные территории, имеющие федеральное значение (ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.) В качестве объекта анализа на субфедеральном уровне выступает весь процесс регионального воспроизводства, включая в полном объеме его составные части: воспроизводство населения, общественного продукта и природных ресурсов, обеспечение сохранности окружающей среды. Поэтому в каждом регионе формируются свои экономическая, социальная, экологическая, региональная и тому подобные политики. В этих условиях анализ экономического и социального развития регионов должен охватывать широкий круг проблем, касающихся различных сторон жизнедеятельности на территории (табл. 35.3).
Таблица 35.3
Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации № п/п Цель анализа Задача анализа 1 2 3 I Оценка результатов и тенденций эконо-мического развития 1. Определить динамику производства и изменения в структуре хозяйственного комплекса региона, выявить причины негативных тенденций.
Определить тенденции в изменении специализации региона в террито-риальном разделении труда и оценить их соответствие имеющимся ресурсам и условиям.
Определить уровень комплексности хозяйства и выявить возможности его повышения.
Определить тенденции результативности хозяйственной деятельности предприятий и изменения финансовых ресурсов региона.
Выявить проблемы экономического характера, для решения которых требуется государственная поддержка.
Оценить экономическую эффективность развития промышленности и сельскохозяйственного производства в регионе, в том числе структурных сдвигов II Оценка результатов и выявление проб-лем социального развития 1. Оценить изменения в уровне жизни и потребления (в том числе в реальных доходах) населения и выявить причины сложившихся тенденций.
Определить интенсивность расслоения общества и численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Оценить тенденции изменения численности населения и трудовых ресурсов.
Оценить тенденции изменения структуры занятости населения.
Определить отраслевую и территориальную структуру безработицы.
Оценить масштабы скрытой безработицы и неполной занятости.
Оценить бюджетную обеспеченность населения, а также обеспеченность бюджета собственными финансовыми ресурсами III Оценка состояния природопользования и экологии 1. Оценить степень использования природных ресурсов различных видов.
Оценить тенденции состояния экологии и определить их причины.
Определить города и территории, характеризующиеся сверхнорматив-ными загрязнениями и другими серьезными нарушениями экологического равновесия.
Выявить экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на территории сопредельных регионов.
Выявить основные источники загрязнения по городам и отдельным территориям.
Определить возможную степень удовлетворения потребностей в природоохранных мероприятиях за счет собственного финансирования IV Оценка внешнеэко-номических связей 1. Оценить динамику и интенсивность межрегиональных связей и их роль в хозяйственной жизни региона.
Оценить самообеспеченность региона средствами производства и товарами народного потребления, в том числе топливом и продовольствием.
Оценить конкурентоспособность профильных производств на региональном, внутрироссийском и мировом рынках.
Оценить степень и выгоды интеграции региона в соответствующем крупном экономическом районе V Оценка результатив-ности государственной региональной политики 1. Определить степень реализации основных целей реформы.
Дать обобщенную характеристику мероприятиям федеральных целевых программ, реализуемым на территории региона, оценить ход и результаты их выполнения.
Оценить степень завершенности распределения правовых полномочий в совместном ведении и определить круг вопросов, по которым между Федерацией и регионом остаются существенные расхождения VI Выявление региональных кризисных ситуаций 1. Определить отрасли (производства), подверженные глубокому кризису, выявить причины и возможные последствия этого кризиса.
Выявить города и районы, находящиеся в кризисной ситуации в экономической, социальной или экологической сферах. Определить причи-ны и возможности изменения ситуации собственными силами
Окончание табл. 35.3
1 2 3 VII Оценка предпосылок и потенциальных возможностей социально-экономического развития региона 1. Оценка наличия и использования природных ресурсов.
Оценка социально-исторических особенностей и демографических тенденций.
Оценка наличия, структуры, состояния и использования производственного потенциала.
Оценка финансового потенциала.
Оценка научно-технического потенциала.
Оценка кадрового потенциала.
Оценка транспортно-географического и геополитического положения.
Оценка состояния производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Оценка инвестиционной привлекательности региона При анализе регионального развития используются различные методы (табл. 35.4), большинство из которых достаточно хорошо известны. Определенная региональная специфика связана с особенностями объектов наблюдения. В зависимости от того что исследуется: территориальный аспект социально-экономических процессов федерального уровня, или развитие экономических районов (зон), или социально-экономическое развитие субъектов Федерации, меняются предмет исследования и показатели, используемые в аналитических расчетах.
В частности, динамика определяется по отношению к экономическим, демографическим и социальным процессам, имеющим место в регионах. При этом по отношению к субъектам Федерации используется значительно более широкий круг показателей, чем для экономических районов.
Методы анализа регионального развития
Таблица 35.4 Методы и направления анализа Показатели и сферы анализа 1. Изучение динамики ВРП, отраслевые, демографические, финансовые показатели 2. Изучение структуры, состояния различных сегментов регионального рынка Территориальные, отраслевые, демографические, социальные 3. Изучение уровня развития Экономика, социальная сфера, инфраструктура 4. Сравнительные характеристики регионов Экономика, бюджеты, занятость, уровень жизни и т.п. (на основе отдельных индикаторов и интегральных оценок социально-экономического положения регионов) 5. Характеристика рядов (совокупностей) регионов Ранжирование регионов по отдельным показателям, оценка размаха вариации и плотности рядов 6. Изучение уровня использования ресурсов Природные, трудовые ресурсы, производственные мощности 7. Оценка степени достижения нормативов В социальной сфере и по экологической безопасности 8. Оценка роли регионов в территориальном разделении труда Межрайонные связи, оценка локализации отдельных производств и выделение профилирующих отраслей 9. Оценка степени воздействия территориальных факторов Теснота связи между различными процессами Структурные характеристики на федеральном и региональном уровнях описывают различные процессы. На федеральном уровне изучается терри-ториальная структура различных социально-экономических показателей, а на региональном уровне - структура различных сфер хозяйства и общества:
отраслевая структура хозяйства, половозрастная структура населения, распределение граждан по уровню доходов и т.п.
Оценки уровня развития относятся в основном к субъектам Федерации. Для этого используются не абсолютные, а удельные показатели. Как правило, для этой цели рассчитываются так называемые душевые показатели, отражающие объем производства или наличие какого-либо ресурса (обычно жилья, учреждений здравоохранения и образования), приходящиеся на одного человека.
Поскольку экономика и социальная сфера регионов - весьма сложный объект, дать их комплексную, всеобъемлющую оценку трудно. Оценки уровня развития могут производиться либо на основании какого-либо одного (основного) индикатора, либо путем интегрирования целого ряда показателей в комплексный, интегральный индикатор.
Сравнительные оценки уровня развития регионов производятся на основе их ранжирования по тому или иному показателю. Нередко в качестве стандартизированных оценок используются удельные показатели, отражающие отношение регионального значения показателя к среднему по России или к минимальному (максимальному) значению всей совокупности регионов. Такие оценки позволяют не только сравнивать регионы между собой, но и определять степень их дифференциации. В основном они используются на федеральном, реже на районном уровне.
Степень достижения социальных нормативов - преимущественно региональный показатель. Прежде всего он используется для оценок уровня бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), качества жизни (соотношение с нормативными показателями данных о наличии общей жилой площади, о сменности занятий в школах и т.п.).
Уровень обеспеченности ресурсами, а также специализация в территориальном разделении труда используются для анализа социально-экономического положения субъектов Федерации. Речь идет о наличии промышленных запасов минерально-сырьевых и топливных ресурсов, о наличии и использовании водных, лесных и земельных ресурсов, о состоянии и использовании основных фондов и производственных мощностей, о наличии и занятости трудовых ресурсов и т.д.
Специализация определяется на основании сопоставления удельного веса той или иной отрасли (производства) в экономике региона с соответствующими общероссийскими показателями.
Общеизвестны такие методы анализа, как оценка тесноты связи между исследуемыми процессами (показателями), а также метод группировок.
Сложившиеся в настоящий период тенденции социально-экономического развития российских регионов имеют многоплановый и в большинстве своем противоречивый характер. В этой связи возникает необходимость дать обобщенную, комплексную оценку исследуемых процессов в экономике и социальной сфере субъектов Федерации.
Такая оценка должна охватывать различные аспекты регионального развития, включая сравнительную интенсивность хозяйственной деятельности и внешнеэкономических связей, инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, уровень развития регионального потребительского рынка, срав-нительную степень инфраструктурной освоенности территории, бюджетно- финансовую обеспеченность региона, уровень развития малого бизнеса, занятость экономически активного населения, а также важнейшие характеристики уровня жизни, в том числе уровня и дифференциации доходов населения и сравнительной степени развития ключевых отраслей социальной инфраструктуры.
Методология сравнительной интегрированной оценки социально-экономического положения регионов включает:
определение по каждому его аспекту (направлению) наиболее репрезентативного критериального индикатора (или группы индикаторов) и достоверных методов расчета;
обоснование внутренне сбалансированного и непротиворечивого состава используемых индикаторов, рационального соотношения тех компонентов, которые имеют относительно устойчивый характер, и тех, которые в той или иной мере подвержены влиянию текущей экономической конъюнктуры;
выбор адекватного метода синтеза частных критериальных характеристик в результирующий интегральный показатель социально-экономического положения регионов.
В настоящий период в практике региональных экономических исследований используются различные методические подходы к сравнительной инте-грированной (многофакторной) оценке социально-экономического положения регионов и тенденций его изменения. Эти подходы различаются, с одной стороны, составом и общим числом используемых базовых индикаторов, отражающих отдельные аспекты территориального развития, а с другой - способом их синтеза в сводный (интегральный) показатель. Каждый из применяемых методов обладает как рядом достоинств, так и отдельными недостатками.
Один из наиболее объективных и сравнительно простых методов интегральной оценки социально-экономического положения регионов - метод ранжированной балльной оценки, получивший широкое распространение в за-рубежной и отечественной практике региональных экономических исследований. Его суть заключается в проведении сплошного, безинтервального ранжирования всех учитываемых регионов по каждому базовому индикатору, преобразовании полученных рангов в соответствующие им балльные оценки и последующем их суммировании в сводный показатель.

Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики выделяет несколько типов экономических циклов. Австрийский экономист Шумпетер предложил классификацию экономических циклов в зависимости от их продолжительности. Экономическим циклам присвоены имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования.

Итак, экономические циклы обычно классифицируются по степени их продолжительности. Исходя из этого критерия выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы .

К краткосрочным (малым) циклам относят циклические явления продолжительностью 3—3,5 года. Эти циклы получили название циклов Китчина . Малые циклы возникают в связи с образованием дисбаланса между спросом и предложением на рынке потребительских благ. Ликвидация подобных дисбалансов требует около 3 лет, тем самым и закладывается продолжительность данного экономического цикла.

К среднесрочным циклам относят так называемые промышленные (или классические) циклы (циклы Жугляра ) и строительные циклы (циклы Кузнеца ).

Продолжительность среднесрочных промышленных циклов составляет 8—12 лет. Промышленный цикл связан с обновлением основного капитала и, соответственно, с инвестициями. Обновление основного капитала и инвестиции дают толчок для развития данного цикла. Считается, что промышленный цикл связан с дисбалансом спроса и предложения, но уже не на рынке потребительских благ, а на рынке средств производства. Ликвидация этого дисбаланса требует создания и внедрения новой техники, что обычно происходит с периодичностью в 8—12 лет.

Среднесрочные строительные циклы имеют п родолжительность 15—20 лет, в течение которых происходит обновление жилых зданий и производственных сооружений. Они связаны с жилищным строительством и ситуацией на рынке некоторых видов сооружений, в частности с колебаниями спроса и предложения на рынке жилья и на рынке сооружений. Немаловажное значение здесь имеют пессимистические и оптимистические настроения людей.

К долгосрочным циклам относят циклы Кондратьева , речь идет о так называемых длинных волнах Кондратьева (45—50 лет). Считается, что приблизительно раз в 45—50 лет все рассмотренные выше циклы совпадают в своей кризисной фазе, накладываясь друг на друга. Существование длинных волн ученые-экономисты связывают с множеством факторов — с крупными научно-техническими открытиями, демографическими процессами и процессами в сельскохозяйственном производстве, с накоплением капитала для создания новой инфраструктуры в экономике.

Кроме критерия продолжительности, выделяют множество принципов, позволяющих классифицировать экономические циклы: по сфере действия (промышленные и аграрные ); по специфике проявления (нефтяные, продовольственные, энергетические, сырьевые, экологические, валютные и т. п. ); по формам развертывания (структурные, отраслевые ); по пространственному признаку (национальные, межнациональные ).

Если нормальный ход процесса общественного воспроизводства прерывается кризисом, это означает тяжелое переходное состояние экономической системы, обозначая начало очередного делового цикла. Подобная закономерность свойственна развитию рыночной экономики. Следует помнить, что любой кризис вызывает нарушение равновесия в хозяйственных системах.

Экономические кризисы в этой связи можно классифицировать, исходя из масштабов нарушения равновесия , по регулярности нарушения равновесия и по характеру нарушения пропорций воспроизводства .

По масштабам нарушения равновесия в экономике выделяют кризисы общие , охватывающие всю национальную экономику, и частичные , возникающие в какой-либо отдельной сфере или отрасли народного хозяйства.

По регулярности нарушения равновесия кризисы бывают периодические , т. е. повторяющиеся регулярно через определенный промежуток времени, промежуточные (эти кризисы обычно не становятся началом очередного экономического цикла и прерываются на каком-то этапе своего развития) и нерегулярные , возникающие в силу специфических причин.

По характеру нарушения пропорций структуры общественного воспроизводства выделяют кризисы перепроизводства (дисбаланс между спросом и предложением на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса) и кризис недопроизводства (это тоже дисбаланс спроса и предложения, но обратного характера — здесь величина спроса будет превышать объемы предложения).

Экономические законы являются законами развития производственных отношений (или отношений собственности), которые тесно связаны с развитием производительных сил. Такие законы, аналогично законам природы, отличаются объективным характером. Тем не менее, они сильно отличаются от законов природы, поскольку возникают, развиваются и функционируют исключительно в процессе экономической деятельности людей - в производстве, распределении, обмене и потреблении. Помимо этого, в отличие от законов природы, экономические законы не носят вечный характер. В этой статье мы поговорим о том, какие бывают экономические законы и категории.

Систематизация

Специалисты выделяют в системе экономических законов четыре их вида:

  • общие - это такие законы, которые присущие всем общественным методам производства. Сюда относится закон роста производительности труда, закон экономии времени и другие
  • особые. В эту категорию входят законы, работающие в нескольких общественно-экономических формациях. К примеру, закон стоимости, закон спроса и предложения
  • специфические экономические законы работают в рамках одного общественного способа производства. Самым важным является основной экономический закон, выражающий связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности
  • частные - это законы, работающие исключительно на одном из этапов общественного способа производства. К примеру, закон образования монополии концентрацией производства, работающий на самой высокой стадии развития капитализма, примерно с начала 20-го века.

Основные законы

Из всех экономических законов главными можно назвать:

  • закон конкуренции
  • закон разделения труда
  • закон перемены труда
  • закон спроса
  • закон предложения.

В термин «конкуренция» специалисты закладывают соперничество компаний, которые производят одни и те же продукты, для того, чтобы привлечь потребителей именно к своим изделиям. Конкуренцию можно назвать одной из самых главных концепций рыночной экономики, которая обосновывает закономерности капиталистического способа производства. Задача конкуренции — гарантировать условия для извлечения наибольшего дохода и достижения экономически эффективных показателей компании.
Область работы закона о конкуренции - это все общественное производство. Интенсивность конкуренции на рынке товаров и услуг в условиях рыночной экономики не перестает расти, а типы конкуренции, вернее, конкурентной борьбы становятся сложнее, более разнообразными и обретают опосредованный характер. Итоги такой борьбы находятся в зависимости от субъектов конкуренции, а также от определенных материально-экономических условий развития общества.
Вследствие роста конкуренции на рынке труда и товаров и вместе с тем высоким уровнем бедности российских граждан, введение монетизации социальных льгот усиливает интерес к социологическому анализу «проблемы зайца» — проблем сведения к минимуму потерь общества, которые связаны со стремлением граждан использовать большое количество публичных товаров, распределяемых без оплаты. Тем не менее, несовершенная конкуренция на российском рынке товаров и услуг, становится причиной стремления производителей к быстрому получению дохода, вследствие чего становится невыгодно наращивать выпуск «публичных товаров», распределяемых бесплатно среди бедных и нищих слоев населения.
К важным социальным показателям конкуренции относят:

  • конкурентоспособность, которая проявляется во взаимодействии конкурирующих сторон — субъектов экономической деятельности
  • добросовестность конкуренции, которая вытекает из норм этики и культуры конкурирующих субъектов.

Закон разделения труда делит весь человеческий труд на разные виды, к примеру, труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский. Данный закон лежит в основе разделения общества на социальные группы, которые занимаются соответствующими видами труда.
В условиях развития новейшей концепции «экономики знаний» специалисты изучают статусность разных видов труда, их совмещение, формирование новых профессий и видов трудовой деятельности, рост области третичного образования, которому в российской системе образования соответствуют среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование (аспирантура и докторантура). Послевузовское образование играет решающую роль в создании интеллектуальной базы и развитии новых типов интеллектуального труда.
В социологическом анализе глобальной проблемой можно назвать социальные последствия разделения общественного труда, а именно процесс создания российского среднего класса, а также интегрирование в его систему представителей различных социально-профессиональных слоев высококвалифицированных сотрудников.
Закон перемены труда тесно связан с законом разделения труда и представляет собой «всеобщий закон общественного производства». Образование этого закона зафиксировано во время Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда произошло усиление зависимости типа труда от технического прогресса и его внедрения во все типы производства.
Деятельность этого закона отражает подвижность функций сотрудника, необходимость в изменении типа работы. Компания, исходя из запросов производства и интересов администрации в праве проводить замену персонала, с целью создания качественной рабочей базы. Следовательно, этот закон проявляет себя в процессе перехода от одного типа деятельности к другому и подразумевает наличие у человека способности к такому переходу. Вследствие перемены труда развиваются способности и профессиональные навыки сотрудника. Отметим, что овладение несколькими специальностями не просто расширяет сферу трудовой деятельности человека, но и является причиной роста его конкурентоспособности на рынке труда.
В российской рыночной экономике выделяют три формы функционирования закона перемены труда:

  • смена типа трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии
  • смена типа работы
  • сочетание основной работы с другими ее видами.

Изменившаяся структура российского рынка труда и занятости повлекла за собой и изменение характера спроса. В условиях общего резкого падения на заре 1990-х годов трудовой мобильности в производственной отрасли, сокращения занятости инженерно-технических сотрудников возросли запросы рынка труда на специалистов финансово-экономического профиля, юристов, менеджеров, работников сферы торговли.
На мировом рынке труда в условиях глобализации возникает необходимость в растущей миграции трудовых ресурсов, адаптации людей к запросам национальных рынков трудовых ресурсов, нуждам работодателей и потребителей.
Законы спроса и предложения - это основополагающие экономические законы в рыночной экономике. В них выражается действие двух главных рыночных сил — спроса и предложения. Итогом их взаимодействия можно назвать «договор сторон о купле-продаже товара и/или услуги в конкретном числе и по конкретной стоимости».

Экономические категории

Основные экономические категории, фактически являются теоретическими выражениями, мысленными формами производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые на самом деле существуют. Можно сказать, что они также являются специфическими понятиями, в которых выражаются экономические признаки предметов, явлений, процессов.
Такие категории в теории отображают главным образом отношения собственности в их взаимодействии с развитием системы производительных сил. Так как, содержанием производительных сил является взаимодействие человека с природой в процессе работы, то одной стороной экономической категории являются конкретные участки такого взаимодействия. К примеру, к этим категориям можно отнести:

  • предметы труда
  • способы труда
  • потребительская цена
  • продукт труда.

С другой стороны, экономическая категория - это отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности итогов результатов труда. К примеру, деньги, цена, стоимость, зарплата, прибыль, рента.
Помимо этого, каждый экономический закон группирует вокруг себя конкретные экономические категории, к примеру, закон стоимости раскрывается при помощи таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена.
Исходя из того, что экономические категории - это теоретическое выражение отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производительных сил, то формирование новых типов собственности неразрывно связано с появлением новых экономических категорий.

13 сентября 2019 , Регулирование в сфере торговли. Защита прав потребителей Принято решение о проведении эксперимента по маркировке велосипедов и велосипедных рам Постановление от 11 сентября 2019 года №1183. С 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации велосипедов и велосипедных рам. Цель эксперимента – апробация механизмов функционирования системы прослеживаемости оборота велосипедов и велосипедных рам в России, создание условий для защиты интересов производителей и потребителей такой продукции.

12 сентября 2019 , Миграционная политика Упрощён порядок въезда в Россию для иностранных граждан из 53 государств через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Распоряжение от 10 сентября 2019 года №2021-р. Утверждён список из 53 стран, граждане которых могут въезжать в Россию и выезжать из России через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов.

10 сентября 2019 , Гуманитарные связи с зарубежными странами (кроме СНГ). Соотечественники О подписании Программы сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении в области культуры, науки, образования, спорта и молодёжной политики на 2019–2021 годы Распоряжение от 7 сентября 2019 года №2009-р

7 сентября 2019 Присуждены премии Правительства России в области образования за 2019 год Распоряжение от 31 августа 2019 года №1944-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 10 соискателей. Премии присуждены за разработку цифрового образовательного комплекса по теоретической и инженерной механике, учебники и научно-практические пособия по геотехнике, а также за учебно-научные издания в области современных информационно-измерительных и управляющих радиоэлектронных систем.

7 сентября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Увеличен размер премий Правительства России в области науки и техники для молодых учёных Постановление от 31 августа 2019 года №1121. С 2020 года размер денежной части премий Правительства России в области науки и техники для молодых учёных увеличен с 500 тыс. рублей до 1 млн рублей.

7 сентября 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Федеральный план статистических работ дополнен информацией о динамике заработной платы младшего медицинского персонала Распоряжение от 5 сентября 2019 года №1988-р. Сбор официальных статистических данных позволит проводить мониторинг повышения заработной платы младшего медицинского персонала с учётом проводимой индексации.

6 сентября 2019 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций Внесены изменения в порядок мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения Постановление от 30 августа 2019 года №1118. С 1 января 2020 года вводится обязательная маркировка средствами идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения. Подписанным постановлением в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения внесены изменения, которые позволят производителям лекарственных препаратов внедрить систему в установленные сроки.

6 сентября 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Утверждена концепция создания государственной единой облачной платформы Распоряжение от 28 августа 2019 года №1911-р. Концепцией предусматривается поэтапный перевод информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления в государственную единую облачную платформу. Это позволит повысить эффективность использования информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, созданной для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

5 сентября 2019 , Пищевая промышленность Утверждена Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности до 2030 года Распоряжение от 30 августа 2019 года №1931-р. Реализация Стратегии будет способствовать открытию новых производственных мощностей, созданию высокопроизводительных рабочих мест, технологической независимости пищевой промышленности от импортной машиностроительной продукции, росту экспортных поставок российских машин.

5 сентября 2019 , Качество регионального и муниципального управления Федеральный план статистических работ дополнен информацией об эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации Распоряжение от 27 августа 2019 года №1873-р. В Федеральный план статистических работ включены 15 показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Сбор статистических данных по этим показателям позволит получить достоверную оценку эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

3 сентября 2019 , Технологическое развитие. Инновации О подписании Соглашения о намерениях между Правительством России и Управляющей компанией Российского Фонда Прямых Инвестиций в целях развития высокотехнологичной области «Искусственный интеллект» в России Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1964-р. Подписание Соглашения направлено на привлечение взаимовыгодного сотрудничества производственных, научных, образовательных и иных организаций, объединение усилий которых необходимо для достижения целевых показателей технологического развития России.

3 сентября 2019 , Автомобилестроение и спецтехника Об обновлении парка автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов в субъектах Федерации Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1963-р. Предусматривается дополнительная поставка в субъекты Федерации более 1,55 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи и более 2,45 тыс. школьных автобусов.

3 сентября 2019 , Мониторинг правоприменения Утверждён план мониторинга правоприменения на 2020 год Распоряжение от 31 августа 2019 года №1951-р. Мониторинг правоприменения предусматривает сбор, обобщение, анализ и оценку информации для принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов.

31 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Утверждена новая редакция Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года Распоряжение от 30 августа 2019 года №1930-р. В новой редакции Стратегии с учётом современной политической и социально-экономической ситуации в стране и мире определены приоритеты, цели и задачи морской деятельности России на долгосрочный период, уточнены прогнозные значения целевых показателей II этапа Стратегии и определены прогнозные значения целевых показателей её III этапа (в предыдущей редакции целевых показателей не было – только перспективные пути развития).

31 августа 2019 , Профессиональные квалификации Утверждён план основных мероприятий по подготовке и проведению европейского чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в Санкт-Петербурге в 2022 году Распоряжение от 31 августа 2019 года №1949-р. План включает 51 мероприятие, касающееся, в частности, исполнения международных обязательств по подготовке и проведению чемпионата, подготовки объектов городской инфраструктуры, разработки соревновательной и деловой программ.

31 августа 2019 , Литература и книгоиздание. Библиотеки Утверждён план развития федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека» Распоряжение от 28 августа 2019 года №1904-р. Планом, в частности, предусматривается нормативно-правовое регулирование работы НЭБ, совершенствование применяемых в ней информационных технологий, отбор и энциклопедическая систематизация знаний из книжных, архивных, музейных и вузовских фондов, обеспечение включения в НЭБ электронных копий 100% российских изданий на правах обязательного экземпляра.

30 августа 2019 Образован организационный комитет по подготовке и проведению в 2021 году в Астрахани Второго Каспийского экономического форума Распоряжение от 30 августа 2019 года №1929-р

29 августа 2019 , Государственная программа «Развитие культуры» на 2013–2020 годы О бюджетных ассигнованиях на реконструкцию объектов культуры в субъектах Федерации Распоряжение от 29 августа 2019 года №1924-р. Утверждено адресное (пообъектное) распределение субсидий, предоставляемых в 2019–2021 годах бюджетам республик Бурятия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Тыва, Удмуртской Республики, Забайкальского края, Астраханской, Мурманской, Омской и Псковской областей на софинансирование капитальных вложений в реконструкцию объектов культуры. Постановление от 29 августа 2019 года №1117

1

Расходы государственного бюджета РФ.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

§ военные;

§ экономические;

§ на социальные нужды;

§ на внешнеполитическую деятельность;

Таким образом расходы идут на:

государственная поддержка отдельных отраслей;

финансирование :

Социально-культурных мероприятий,

Обороны страны,

Правоохранительной деятельности,

Международного сотрудничества,

Погашение и обслуживание государственного долга;

Промышленность

Социальная политика

Сельское хозяйство

Государственного управление

Международная деятельность

Оборона

Правоохранительная деятельность

Здравоохранение

Финансовая поддержка регионов.

Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отрасле­вые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осу­ществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются :

1) по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, свя­занные с финансированием материального производства и с со­держанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально ана­лизировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

2) по функциональному назначению - на расходы на финан­сирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера – капитальные расходы.

Основная часть средств приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы – это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают

(Объясним некоторые расходы)

1. К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содер­жание соответствующих органов государственной власти и мест­ного самоуправления - представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

2. Расходы на судебную власть , правоохранитель­ную деятельность и обеспечение безопасности государства охваты­вают средства, необходимые для содержания органов прокурату­ры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

3. В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

4. Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий . Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культу­ру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гаранти­руется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наи­менее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увели­чению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядоче­нию заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расхо­дов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

5. Часть бюджетных средств направляется на оборону. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержа­ния боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищен­ности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и ря­дом других причин.

6. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь малый процент от общей суммы расходов Федерального бюджета

7. Расходы на международную деятельность включают затра­ты по неторговым операциям (содержание российских учрежде­ний и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финан­сирование затрат в сфере международной деятельности охватыва­ет международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

ВАЖНО!

http://info.minfin.ru/fbrash.php

там долго копировать все диаграммы но посмотрет надо примерный процент и цифры-точно спросит.2011 год особенно.смотрите на что больше всего тратится(там 3 показателя всегда лидируют)

http://info.minfin.ru/fbdohod.php

доходы тоже посмотрите!