Порядок аттестации аудиторов определяется кем. Порядок проведения аттестации аудиторов в россии. Как осуществляется проведение аттестации аудиторов

Образование аудитора (аттестация)

Контроль знаний аудитора осуществляется в форме аттестации. Аттестация определяется статьей 15 ФЗ-119. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - это проверка квалификации физических лиц. Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

  • · в области общего аудита;
  • · в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • · в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • · в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена после устной сдачи - квалификационный аттестат без ограничения срока действия.

Требования к претендентам:

К аттестации допускаются лица : имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

  • а) заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используется Министерством финансов Российской Федерации в процессе аттестации. База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов тестов для проведения квалификационного экзамена в соответствии с разделами Программ; не менее 150 практических задач по аудиту. Обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов осуществляется на регулярной основе с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты. На основе полного комплекта документов учебно-методические центры формируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки представляются в Министерство финансов Российской Федерации не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена и рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации в срок, не превышающий 10 дней. Представители учебно-методических центров получают в Министерстве финансов Российской Федерации списки претендентов, допущенных Министерством финансов Российской Федерации к сдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена. В случае ненадлежащего оформления списков групп претендентов указанные списки возвращаются на переоформление в учебно-методический центр. Министерство финансов Российской Федерации рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления учебно-методическими центрами соответствующих документов, с учетом предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов аудитора. Министерство финансов Российской Федерации выдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности. За проведение аттестации взимается плата (на дату подачи претендентом полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно - устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно - устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно - устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика. Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после их проведения. При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены. Лицам, не принимающим участие в экзамене, присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается. Необходимо каждый год проходить курсы повышения квалификации не менее 40 часов. Обучение проходит в учебно-методических центрах, имеющих соответствующую аккредитацию. Квалификационный аттестат может быть аннулирован если:

  • 1. Установлен факт получения квалификационного аттестата с помощью подложных документов.
  • 2. Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание лишения права заниматься аудиторской деятельностью (на срок).
  • 3. Установлен факт не соблюдения аудиторской тайны или нарушения принципа независимости аудитора.
  • 4. Установлен факт систематического нарушения аудитором требований установленных законодательством и стандартов.
  • 5. Установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки.
  • 6. Установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд не осуществляет аудиторскую деятельность.
  • 7. Аудитор нарушает требования о повышении квалификации.

Решение принимается уполномоченным федеральным органом. В течение 3х месяцев аудитор может обжаловать это решение.

Срок, на который аудитора лишают аттестата, как правило, составляет 3 года (п.1-5).

Порядок привлечения аудитора к проверке

Право выбора аудитора предоставляется предприятию.

Если в уставном капитале предприятия доля государственной или муниципальной собственности больше либо равна 25%, то заключение договора заключается по итогам открытого конкурса.

После того, как обе возможных стороны определились в своем желании заключить договор о проведении аудита, экономический субъект обращается в аудиторскую фирму с официальным предложением об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

Письмо-обязательство

Аудитор должен письменно подтвердить свое согласие на проведение аудита. Таким подтверждением является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо - обязательство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является офертой.

В соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с тем адресатом, который примет это предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо - обязательство может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо - обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:

  • 1. по условиям аудиторской проверки (объект и цели аудиторской проверки и т.п.),
  • 2. по обязательствам аудиторской организации (о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы, об ответственности аудиторской организации, по соблюдению коммерческой тайны),
  • 3. по обязательствам экономического субъекта (об ответственности экономического субъекта за полноту и достоверность предоставленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки и т.д.).
  • 16.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание.
  • 17.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их назначение и содержание.
  • 18.Виды сопутствующих аудиту услуг. Их краткая характеристика.
  • 19.Сопутствующие аудиторские услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудита.
  • 20.Аудиторские стандарты. Сущность и содержание.
  • 23.Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в рф. Основные нормативно-правовые документы.
  • 21.Кодекс этики аудиторов рф. Содержание и основные положения.
  • 22.Принципы аудита в соответствии с Кодексом этики аудиторов России.
  • 24.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в рф.
  • 25.Внутренние стандарты аудиторских объединений.
  • 26.Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • 27.Международные стандарты аудиторской деятельности и Положения по международной аудиторской проверке.
  • 28.Назначение и содержание аудиторского заключения.
  • 29.Виды аудиторских заключений.
  • 30.Безоговорочно положительное аудиторское заключение.
  • 31.Виды и содержание модифицированных аудиторских заключений.
  • 32.Отрицательное аудиторское заключение.
  • 33.Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.
  • 34.Аудиторское заключение с оговоркой.
  • 35.Аудиторское заключение с привлекающей внимание частью.
  • 36.Аттестация аудиторов. Основные требования и направления аттестации.
  • 37.Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора.
  • 38.Повышение квалификации аудиторов.
  • 39.Права и обязанности аудируемых экономических субъектов.
  • 40.Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций.
  • 1. Право проводить аудиторские проверки с выдачей официального аудиторского заключения. Его имеют:
  • 2. Права при взаимоотношениях с клиентом:
  • 41.Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
  • 44.Отражение в аудиторской документации событий после отчётной даты в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №10 «События после отчетной даты».
  • 45.Использование работы другого аудитора, в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №28.
  • 47.Основные принципы документирования аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита».
  • 42.Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
  • 48.Планирование аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита».
  • 49.Аудиторские доказательства в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства».]
  • 50.Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки в соответствии с федеральным правилом.
  • 51.Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки.
  • 52.Общий план проведения аудиторской проверки.
  • 53Программа проведения аудиторской проверки.
  • 54.Использование работы эксперта в аудиторской деятельности.
  • 55.Аудиторская тайна. Сущность и содержание.
  • 56Различия и общие черты аудита и ревизии.
  • 57Аккредитованные профессиональные аудиторские организации, их роль в регулировании аудиторской деятельности.
  • 58.Письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №12 «Согласование условий проведения аудиторских заданий».
  • 59.Договор о проведении аудиторской проверки, его назначение и содержание
  • 60.Методы получения аудиторских доказательств по существу.
  • 36.Аттестация аудиторов. Основные требования и направления аттестации.

    Аттестация на право осуществления АД – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься АД. Порядок проведения аттестации определен временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификациии аудиторов РФ. Организует аттестацию Минфин РФ.

    Аттестация проводится в форме экзамена, экзамены проводятся в учебно-методических центрах.

    Для прохождения аттестации УМЦ предоставляется заявление установленной формы, заверенная копия нотариусом диплома и выписка из трудовой книжки.

    Типы аттестатов:

    Аттестат в области общего аудита;

    Аттестат в области кредитных учреждений;

    Аттестат в области страховых организаций;

    Аттестат в области бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

    Требования к претендентам на получение аттестата :

    1. Высшее экономическое или юридическое образование, полученное в Российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

    2. стаж работы по экономическим или юридическим специальностям не менее 3 – х лет из последних 5 – ти.

    Экзамен проводится в 2 этапа в течении 3 – х дней, с перерывом между 1 и 2,3 днями.

    1 день – тестирование по бух. дисциплинам; 2 – письменный, устный экзамен по тем же дисциплинам.

    37.Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора.

    Лицам, успешно сдавшим экзамен присваивается и выдается аттестат аудитора без ограничения срока действия. Принимает решение о выдаче аттестата Минфин РФ в течение 45 дней с момента получения документов из УМЦ.

    Минфин РФ ведет регистрацию выданных аттестатов. Лицо, получившее аттестат аудитора обязано ежегодно проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

    Аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях:

    1. получение аттестата по подложным документам;

    2. вступление в силу приговора суда о лишении аудитора права занимать определенные должности в определенных областях;

    3. раглашение аудиторской тайны;

    4. нарушение принципов независимости аудитора;

    5. неоднократное нарушение требований закона при проведении аудита;

    6. подписание аудитором заключения без проведения аудиторской проверки;

    7. если аудитор в течение 1 – х лет не осуществлял аудиторскую деятельность;

    8. если аудитор не проходит ежегодное повышение квалификации.

    Принимают решение об аннулировании аттестата Минфина РФ. Аудитор, аттестат которого аннулирован не имеет права повторно обращаться в заявлением на получение аттестата в течение 3 – х лет.

    38.Повышение квалификации аудиторов.

    Аттестация- проверка квалификации лиц, кот хотят заниматься АД.

    Выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Выдается по направлениям:

    1. аудит кредитных организаций.

    2. страховой аудит.

    3. аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

    4. общий аудит, т.е. аудит прочих эк субъектов.

    В настоящее время разрабатываются документы, регулирующие вопросы аттестации аудиторов, кот будут проводить проверки отчетности на соответствие МСФО (междун. стандарты фин. отчетности).

    К лицам предъявляются след требования:

    1. наличие док-та о высшем эк или юр образовании, но такое образование должно быть получено в рос заведениях, имеющих гос аккредитацию.

    2. наличие стажа работы по эк или юр специальности, не менее 3 лет из последних 5. МинФин разрабатывает дополнит требования. Каждый аудитор получив аттестата, обязан в течение каждого календарного года, начиная со следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, кот разрабатывает МинФин (не менее 40 академ.часов).

    Основания для аннулирования квалификационного аттестата:

    1. установлен факт получения аттестата с использованием подложных документов.

    2. вступил в силу приговор суда, предусматривает наказание в виде лишения права заниматься а/д. в течение определенного срока.

    3. установлен факт несоблюдения аудитором требований ст. 8 (аудитор тайна) и ст. 12 (независимость аудитора) ФЗ.

    4. установлен факт систематического нарушения аудитором требований законодательства или федер стандартов а/д.

    5. установлен факт подписания аудитором а/заключения без проведения проверки (заведомо ложного заключения).

    6. установлен факт, что в течение 2-х календ лет подряд аудитор не осуществляет а/д.

    7. аудитор нарушает требования о прохождении обучения. Решения об аннулировании принимается МинФин. Лицо может через суд обжаловать решение, в течение 3 месяцев со дня вынесения решения. День- получение официального решения.

    I. Область знаний: «ПРАВО»
    Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
    Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц
    Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях
    Тема 4. Объекты гражданских прав
    Тема 5. Сделки
    Тема 6. Представительство. Доверенность
    Тема 7. Право собственности и иные вещные права
    Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания
    Тема 9. Гражданско-правовой договор
    Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений
    Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль
    Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации
    Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики
    Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции

    II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ»
    Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
    Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
    Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ)
    Тема 4. Учет основных средств
    Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов
    Тема 6. Учет нематериальных активов
    Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
    Тема 8. Учет финансовых вложений
    Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
    Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов
    Тема 11. Учет расчетов и обязательств
    Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации
    Тема 13. Учет финансовых результатов
    Тема 14. Учет налога на прибыль
    Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
    Тема 16. Учет операций в иностранной валюте
    Тема 17. Учет совместной деятельности
    Тема 18. Принципы подготовки и представления, раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
    Тема 19. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
    Тема 20. Порядок учета основных средств в соответствии с МСФО
    Тема 21. Порядок учета нематериальных активов в соответствии с МСФО
    Тема 22. Учет инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО
    Тема 23. Учет обесценения активов в соответствии с МСФО
    Тема 24. Порядок учета активов, предназначенных для продажи, в соответствии с МСФО
    Тема 25. Учет договоров аренды в соответствии с МСФО
    Тема 26. Порядок учета налогов на прибыль в соответствии с МСФО
    Тема 27. Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в соответствии с МСФО
    Тема 28. Учет вознаграждений работникам в соответствии с МСФО
    Тема 29. Учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО
    Тема 30. Учет операций по выплатам на основе акций в соответствии с МСФО
    Тема 31. Порядок учета запасов в соответствии с МСФО
    Тема 32. Учет выручки по договорам с покупателями в соответствии с МСФО
    Тема 33. Учет валютных операций и пересчет финансовой отчетности в валюту представления в соответствии с МСФО
    Тема 34. Учет затрат по заимствованиям в соответствии с МСФО
    Тема 35. Оценка справедливой стоимости в соответствии с МСФО
    Тема 36. Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи в соответствии с МСФО
    Тема 37. Порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО
    Тема 38. Учет операций объединения бизнесов, виды долевых инвестиций и консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО
    Тема 39. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики

    III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений
    Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение
    Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    Тема 4. Налог на прибыль организаций
    Тема 5. Налог на добавленную стоимость
    Тема 6. Акцизы
    Тема 7. Налог на доходы физических лиц
    Тема 8. Имущественные налоги
    Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых
    Тема 10. Страховые взносы

    IV. Область знаний: « ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ»
    Тема 1. Финансы организации
    Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами
    Тема 3. Финансовый анализ и его методы
    Тема 4. Анализ и оценка доходов организации
    Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж
    Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов
    Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов
    Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов
    Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала
    Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации
    Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
    Тема 12. Основы финансового менеджмента
    Тема 13. Управление рисками
    Тем 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита

    V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
    Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности
    Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
    Тема 3. Профессиональная этика аудиторов
    Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
    Тема 5. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
    Тема 6. Общие принципы аудита финансовой отчетности и обязанности аудитора
    Тема 7. Планирование аудита, оценка рисков и аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски
    Тема 8. Аудиторские доказательства
    Тема 9. Использование работы, выполненной другими лицами
    Тема 10. Выводы и составление аудиторского заключения
    Тема 11. Специальные области аудита
    Тема 12. Задания по проведению обзорных проверок
    Тема 13. Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок финансовой информации
    Тема 14. Сопутствующие аудиту услуги

    Знание бухгалтерского учета

    К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

    Аттестат аудитора выдается саморегулируемыми организациями (СРО) при условии, что на дату подачи заявления о выдаче аттестата претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

    Регистрация на экзамен осуществляется слушателями самостоятельно на сайте Единой аттестационной комиссии (ЕАК) .

    Квалификационный экзамен состоит из двух этапов: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. Компьютерное тестирование проводится каждый месяц. Претенденты, успешно сдавшие тестирование, допускаются к письменной работе. Сдача письменного экзамена организуется Единой аттестационной комиссией два раза в год, как правило, в декабре и июле.

    Вы можете получить Заказ в нашем офисе (бесплатный самовывоз ) или заказать доставку. Доставка осуществляется курьерской компанией по всей территории России на основе индекса почтового отделения.

    Аудит - это практическая профессия, требующая не только высоких теоретических способностей, но и, в большей степени, практического опыта и этического поведения.

    Как теоретические знания, так и практический опыт должны поддерживаться на соответствующем уровне и актуализироваться на протяжении всей профессиональной деятельности.

    Аттестация - это «фотография», снятая на момент входа претендента в профессию. С помощью системы аттестации в профессию должны попадать только претенденты с соответствующей квалификацией. По своей сути система аттестации не в силах обеспечить того, что аудитор будет продолжать получать технические и практические навыки.

    В каждой аудиторской компании должны существовать процедуры, обеспечивающие контроль за необходимым объемом знаний и практического опыта аудиторов для выполнения ими своих обязанностей. Это одно их направлений, которое будет проверяться во время внешнего инспектирования со стороны САО.

    Аудитор - это физическое лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, ставшее членом саморегулируемого профессионального объединения (САО) и внесенное в единый реестр аудиторов.

    Аудитор не будет нести полной ответственности за проведение аудита (подписание аудиторского заключения) до тех пор, пока он не получит как минимум два года опыта работы непосредственно в аудите после получения аттестата аудитора (пост - квалификационный опыт работы).

    Институциональная организация.

    • - Саморегулируемые аудиторские объединения (САО), действующие в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
    • - Аттестационная комиссия при Минфине России
    • - Экзаменационная комиссия при аттестационной комиссии
    • - Составители экзаменационных билетов при экзаменационной комиссии
    • - Проверяющие (маркеры) при аттестационной комиссии
    • - Экзаменационные центры при аттестационной комиссии
    • - Апелляционная комиссия при аттестационной комиссии.

    Требования к аттестации аудиторов

    Аудитор должен иметь:

    • - безупречную репутацию;
    • - высококачественное базовое образование;
    • - результаты тестирования технических знаний на уровне не ниже университетского диплома;
    • - достаточный практический опыт в аудите (особенно обязательный аудит), полученный в контролируемой обстановке Аттестационная комиссия проверяет наличие указанных требований у претендента на получение аттестата аудитора.

    Безупречная репутация

    Безупречность репутации подтверждается следующим образом:

    • - рекомендации от двух аудиторов, имеющих как минимум 5 лет работы после получения квалификации и проработавшими с претендентом не менее 2-х лет;
    • - справка об отсутствии судимости (кроме административных правонарушений)

    Безупречность репутации должна сохраняться и после прохождения квалификации, зачем должны следить САО, членом которого является аудитор. Это больше вопрос ведения реестра аудиторов в САО, и не является темой настоящего документа.

    Высококачественное базовое образование

    * Высшее образование по любой специальности

    В силу языковых отличий может потребоваться более конкретное определение понятия «университетское образование» - это диплом о высшем образовании признанного российского университета или иностранного университета, отвечающего установленным стандартам.

    Результаты тестирования технических знаний по аудиту, проводимого на уровне не ниже университетского диплома.

    Аттестационная комиссия отвечает за разработку и утверждение экзаменационной программы, отвечающей следующим критериям:

    • - экзамен проводится в письменной форме;
    • - экзамен проводится в три этапа;
    • - экзамен должен соответствовать практической работе претендента;
    • - уровень сложности должен соответствовать университетскому диплому;
    • - неподкупность и честность экзаменационного процесса.

    В теоретическую часть экзамена должны входить следующие предметы:

    • (а) общие вопросы и принципы теории бухучета;
    • (б) требования законодательства и стандарты составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности;
    • (в) российские и международные стандарты финансовой отчетности;
    • (г) финансовый анализ;
    • (д) анализ затрат и управленческий учет;
    • (е) управление рисками и система внутреннего контроля;
    • (ж) аудит;
    • (з) законодательные требования и профессиональные стандарты проведения обязательного аудита;
    • (и) российские и международные стандарты аудита;
    • (к) профессиональные навыки;
    • (л) профессиональная этика и независимость.

    Также в экзамен должны быть включены следующие предметы в той степени, в которой они относятся к аудиту:

    • (а) законодательство о компаниях и корпоративном управлении;
    • (б) законодательство о неплатежеспособности и банкротстве предприятий;
    • (в) налоговый кодекс;
    • (г) гражданское и коммерческое право;
    • (д) законодательство о соцобеспечении и трудовое законодательство;
    • (е) информационные технологии и компьютерные системы;
    • (ж) бизнес экономика, общая экономика и финансовая экономика;
    • (з) математика и статистика;
    • (и) основные принципы финансового управления предприятиями.

    Продолжительность и структура экзамена

    Экзамен должен проводиться в три этапа:

    Первый этап должен состоять из 6 экзаменационных билетов по три часа на сдачу каждого.

    Эти экзаменационные билеты должны быть составлены таким образом, чтобы можно было проверить наличие знаний по предмету и должны быть представлены с виде вопросов с вариантами ответов, или же в виде математических расчетов, таким образом, чтобы его можно было сдать на компьютере. Запрещается пользоваться учебниками или справочной литературой.

    Второй этап должен состоять из 6 экзаменационных билетов по три часа на сдачу каждого.

    На этом этапе претендентам должно быть предложено написать эссе или дать расширенный ответ, демонстрирующий знание предмета претендентом. Составители вопросов должны указать, какой справочной литературой (или калькуляторами) может пользоваться претендент на экзамене, если таковое предусмотрено.

    Третий этап должен состоять из одного задания продолжительностью 5 часов.

    Освобождение от экзаменов

    На первом этапе сдачи квалификационного экзамена аттестационная комиссия может принять решение об освобождении претендента от сдачи некоторых предметов, если он изучал их в университете.

    В аттестационную комиссию могут обратиться университеты с целью получения признания того, что выдаваемые ими дипломы подтверждают прохождение предметов, необходимых для сдачи на первом этапе и их можно перезачесть.

    Краткое описание процедуры аттестации аудиторов:

    • - претендент на получение аттестата аудитора должен иметь как минимум три года для завершения всего процесса;
    • - с компанией по прохождению стажировки претендент заключает ученический контракт;
    • - компания по предоставлению стажировки регистрирует контракт в аттестационной комиссии вместе с должным образом заверенной копией диплома о высшем образовании;
    • - аттестационная комиссия выдает справку о соответствии диплома о высшем образовании и регистрации ученического контракта. В справке указывается, что претендент освобождается от сдачи первого этапа квалификационного экзамена;
    • - экзамены первого и второго этапов проводятся 4 раза в год, а третий этап - 2 раза в год. За пол года до сессии экзаменационная комиссия сообщает дату проведения экзаменов и адреса экзаменационных центров;
    • - претендент обязан зарегистрироваться на экзамен минимум за 2 месяца до объявленной даты с указанием экзаменационного центра, где он планирует сдачу экзамена;
    • - претендент может, но не обязан проходить теоретическую подготовку в учебном центре;
    • - при регистрации на экзамен претендента просят для статистики сообщить, в каком учебном центре он проходил подготовку, если таковая была;
    • - каждому претенденту присваивается идентификационный номер. Этот номер будет проставлен на экзаменационной работе претендента без указания его имени. Проверяющий не должен идентифицировать работы претендентов;
    • - претендент сдает все бумаги, от которых он не получил освобождение, чтобы перейти на следующий этап. Если претендент не сдает отдельные «бумаги» у него есть 4 попытки на пересдачу;
    • - на первый этап квалификационного экзамена претендент допускается не ранее, чем через 1 год после подписания ученического контракта;
    • - на второй этап претендент допускается только после успешной сдачи первого этапа и не ранее, чем через два года после подписания ученического контракта;
    • - на третий этап претендент допускается только после успешной сдачи второго этапа и не ранее, чем через три года после подписания ученического контракта;
    • - третий этап сдачи квалификационного экзамена должен быть сдан в течение 8 лет после подписания контракта;
    • - после успешной сдачи каждого этапа экзаменационного процесса претендент получает свидетельство;
    • - претенденты, успешно сдавшие третий этап квалификационного экзамена направляют в аттестационную комиссию заявление о выдаче аттестата с приложением справок о безупречной репутации и отсутствии судимостей, а также должным образом заверенную копию дневника по стажировке. Аттестационная комиссия выдает аттестат аудитора.

    аттестация аудитор правовой

    2.1. Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ

    Для обеспечения независимости аудита и его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

    Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В Германии, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В РФ система регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления; в настоящее время преобладает государственное регулирование, но появляются и элементы саморегулирования.

    К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов РФ.

    Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).

    К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся:

    • издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности;
    • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ;
    • лицензирование аудиторской деятельности;
    • аккредитация общественных аудиторских организаций;
    • организация системы надзора за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;
    • контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов;
    • установление объема и порядка представления аудиторскими организациями отчетов о своей деятельности;
    • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, аккредитованных аудиторских объединений (общественных аудиторских организаций), учебно-методических центров.

    Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

    • отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров;
    • утверждение единых программ квалификационных экзаменов на аттестат аудитора;
    • утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;
    • утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий;
    • организацию проверок качества проведения квалификационных экзаменов;
    • извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
    • рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;
    • принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора;
    • назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося на необъективность членов комиссии;
    • выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование;
    • утверждение программ повышения квалификации аудиторов;
    • выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

    Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. В составе Совета представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять не менее 51 %.

    Состав Совета определен приказом Минфина РФ «О составе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации» № 153 от 25.07.2002 г.

    В соответствии со ст. 19 закона «Об аудиторской деятельности» данный орган:

    • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов по аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
    • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
    • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

    Кроме того, Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определен еще ряд функций и задач Совета. Прежде всего это:

    • изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, организация подготовки информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;
    • организация и осуществление экспертизы учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации, а также разработка проектов требований по организации процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов;
    • предварительное рассмотрение состава экзаменационных комиссий и результатов экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора (включая спорные вопросы); обобщение опыта и выработка предложений по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня;
    • рассмотрение вопросов, возникающих в процессе лицензирования аудиторской деятельности, и представление предложений по ее совершенствованию;
    • организация и осуществление изучения зарубежного опыта организации аудиторской деятельности.

    2.2. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности

    Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации.

    К первым относится Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC). IFAC создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов.

    Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation des Experts Comptables Europeen — EEE). EEE основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Задачи EEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.

    К наиболее известным общероссийским аудиторским организациям относятся: Аудиторская палата России (образована в 1995 г.), Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (создана в 1989 г.), Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России (создана в 1991 г.), Российская коллегия аудиторов (образована в 1992 г.), Союз профессиональных аудиторских организаций (создан в 1996 г.).

    Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объединениями, сходны и в основном сводятся к следующим:

    • содействие развитию экономической науки и внедрению передового опыта в области учета, экономического анализа, аудита;
    • защита и представление интересов своих членов, оказание им помощи в решении бухгалтерских и аудиторских проблем;
    • участие в разработке проектов нормативных актов, стандартов по учету и аудиту;
    • содействие процессу подготовки и повышения квалификации бухгалтерских и аудиторских кадров;
    • обобщение и обмен опытом аудиторской деятельности;
    • формирование и укрепление престижа профессии аудитора.

    Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская аудиторская палата и другие организации.

    Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы (официально признаны и зарегистрированы) Минфином РФ.

    Аккредитованные аудиторские объединения вправе:

    • разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
    • ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче и аннулировании аттестатов, о выдаче, приостановлении и аннулировании лицензий на аудиторскую деятельность;
    • самостоятельно, а также по поручению Минфина РФ проводить проверки качества работы аудиторских фирм и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, являющихся членами данного объединения;
    • по итогам проверок применять к виновным меры воздействия или ходатайствовать перед Минфином РФ о применении таких мер;
    • осуществлять иные права, установленные Федеральным законом и определенные Минфином РФ.

    2.3. Порядок аттестации аудиторов

    Высокая профессиональная компетентность является одним из важнейших принципов аудита. Для обеспечения этого принципа Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ предусмотрена система аттестации аудиторов, которая включает в себя сдачу квалификационного экзамена, выдачу аттестата и последующее повышение квалификации аудиторов.

    Согласно Федеральному закону № 119-ФЗ для лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (самостоятельно или в составе аудиторской организации), установлен образовательный и профессиональный ценз. Образовательный ценз: наличие высшего экономического или юридического образования, полученного в российских учебных заведениях, имеющих лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Высшее образование может быть также получено в иностранных учебных заведениях, дипломы которых имеют в РФ юридическую силу.

    Профессиональный ценз: наличие стажа работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности (руководитель, бухгалтер, экономист, специалист аудиторской организации, научный работник или преподаватель по экономическому или юридическому профилю, юрист и т. п.).

    К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, вплоть до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

    Программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).

    Аттестация проводится по четырем видам аудита (по каждому отдельно):

    • общий аудит;
    • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
    • аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования;
    • аудит банков и иных кредитных учреждений.

    Согласно установленному порядку, лицо, удовлетворяющее требованиям указанных цензов и желающее получить аттестат аудитора, может сдать в Минфин РФ (непосредственно или через выбранный претендентом УМЦ) документы: заявление, диплом (заверенные копии), трудовую книжку (заверенные копии), квитанцию об оплате, анкетные данные и пр. Заявление и прочие документы рассматриваются в срок, не превышающий один месяц со дня их представления, после чего претендент получает извещение о порядке и сроках проведения квалификационного экзамена либо извещение о недопуске к экзамену (например, в случае несоответствия документов установленным требованиям). К сдаче квалификационного экзамена на аттестат аудитора бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудитора страховых организаций и обществ взаимного страхования при этом допускаются только лица, имеющие действующий аттестат на общий аудит.

    Сдача квалификационного экзамена проводится в любом из УМЦ по выбору претендента. Экзамен можно сдавать без прохождения специальной подготовки. Но большинство претендентов предпочитают перед сдачей экзамена пройти в УМЦ (как правило, в том же, где будет проходить экзамен) специальную подготовку, которую все УМЦ организуют для желающих. Объем такой подготовки, как правило, составляет не менее 240 часов при очной форме обучения.

    Квалификационный экзамен проводится в письменной форме по утвержденной программе в течение двух дней. В первый день проводится письменное тестирование. Претенденту предлагаются 50 вопросов, по 10 вопросов из 5 разделов программы: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий (финансовый анализ), аудит. Претендент должен выбрать правильный вариант ответа. Пользование любым источником во время тестирования запрещено. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании, — 100. На тестирование претенденту предоставляется 4 академических часа.

    Независимо от результатов тестирования на следующий день претендент сдает письменный экзамен по билетам. Каждый билет содержит 5 вопросов из тех же разделов программы. В течение 4 академических часов претендент должен письменно ответить на все 5 вопросов. Во время экзамена пользование любым источником также запрещено. Ответы оцениваются по следующей шкале: отличная оценка — 20 баллов, хорошая — 18 баллов, удовлетворительная — 16, неудовлетворительная — 14. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на письменном экзамене, таким образом, тоже 100.

    Баллы, полученные на тестировании и на письменном экзамене, складываются. Право на получение квалификационного аттестата обретают претенденты, набравшие по итогам тестирования и письменного экзамена не менее 170 баллов.

    Результаты экзаменов рассматриваются в двухнедельный срок, после чего в течение месяца со дня принятия решения претенденту выдается аттестат на соответствующий вид аудита. В случае возникновения сомнения в объективности выставленной оценки может быть назначена переэкзаменовка. Аттестат выдается без ограничения срока его действия.

    После получения квалификационного аттестата аудитор обязан ежегодно (начиная со следующего за годом получения аттестата года) повышать свою квалификацию путем прохождения обучения в любом из УМЦ по утвержденным Минфином РФ программам. Объем такого ежегодного обучения должен составлять не менее 40 академических часов (подтверждается сертификатом УМЦ).

    Уполномоченный федеральный орган (Минфин РФ) в некоторых случаях может аннулировать выданный аттестат. Аттестат аннулируется, если Минфином РФ установлено, что:

    • аттестат получен по подложным документам;
    • вступил в силу приговор суда, лишающий подсудимого права в течение определенного срока заниматься аудиторской деятельностью;
    • аудитор в течение двух календарных лет подряд не осуществлял аудиторской деятельности;
    • аудитор нарушает требования о ежегодном повышении квалификации;
    • аудитор подписал аудиторское заключение без проведения проверки;
    • аудитор систематически нарушал требования законодательства РФ или федеральных стандартов аудита;
    • аудитор нарушил принцип конфиденциальности (разгласил информацию об операциях проверяемого субъекта, передал третьим лицам его документы или не обеспечил их сохранность);
    • аудитор нарушил принцип независимости (предоставил официальное аудиторское заключение субъекту, с которым он связан имущественными или родственными отношениями, или субъекту, у которого он восстанавливал, вел учет, составлял отчетность не более 3 лет назад).

    Аудитор, аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Минфина РФ в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании аттестата.

    Аудитор, аттестат которого аннулирован вследствие неповышения квалификации или неосуществления аудиторской деятельности, вправе повторно обратиться в Минфин РФ с заявлением о получении аттестата. В остальных случаях повторное обращение в Минфин РФ с таким заявлением допускается только через три года после принятия решения об аннулировании аттестата (а в случае приговора суда — по истечении срока, предусмотренного приговором суда).

    2.4. Лицензирование аудиторской деятельности

    Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские организации могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Порядок лицензирования аудиторской деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190.

    Лицензия выдается по заявлению соискателя на пять лет. Срок действия лицензии может продлеваться.

    Соискателем лицензии может быть аттестованный аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторская организация.

    Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) заявление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетельство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), квитанцию об оплате, справку с места жительства.

    Аудиторская организация представляет в лицензирующий орган заявление, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), документ об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заверенных копий аттестатов, кадровом составе фирмы. При этом учредительные документы аудиторской организации должны соответствовать следующим требованиям:

    • организационно-правовая форма — фирма не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;
    • уставной капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);
    • доля граждан РФ, постоянно проживающих в РФ, должна составлять не менее 50 % кадрового состава фирмы (а если руководитель иностранец, — не менее 75 %);
    • предусмотренные уставом виды деятельности — только аудиторская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.

    Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 3 МРОТ (на дату подачи заявления).

    Лицензирующий орган рассматривает предоставленные документы и в течение 30 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в трехдневный срок уведомить об этом соискателя и выдать лицензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензированного сбора (10 МРОТ).

    В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата-аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата — аудиторской фирмы лицензиат обязан незамедлительно подать заявление в лицензирующий орган на переоформление лицензии.

    Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ:

    • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоятельно либо через общественную аудиторскую организацию, членом которой является лицензиат);
    • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
    • составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;
    • выносить решения об устранении лицензиатом выявленных нарушений в установленный срок;
    • выносить лицензиату предупреждение;
    • приостанавливать действия лицензии в случае выявления неоднократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более шести месяцев);
    • аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение трех месяцев;
    • направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в случае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостановлено, в установленный срок не устранил выявленные лицензирующим органом нарушения.

    К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, например, могут относиться:

    • представление аудиторского заключения без проведения проверки;
    • систематическое нарушение требований законодательных, нормативных актов, федеральных стандартов;
    • уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;
    • наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;
    • неквалифицированное проведение аудиторских проверок и оказание сопутствующих услуг;
    • осуществление аудиторской деятельности другого вида, чем указано в лицензии;
    • нарушение принципа конфиденциальности;
    • проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих такую возможность;
    • осуществление предпринимательской деятельности, не связанной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг.

    Требование лицензирования аудиторской деятельности распространяется только на проведение аудиторских проверок.

    Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информационные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требуют наличия какой-либо лицензии.

    Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские организации могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оценка активов.

    Осуществление аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем деятельности без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ.

    2.5. Аудиторские стандарты

    В составе документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место отводится аудиторским стандартам. Их содержание и виды раскрыты в ст. 9:

    • правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

    4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

    5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

    7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

    Федеральные стандарты утверждены Постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, от 04.07.2003 № 405, от 16.04.2005 № 228 и включают следующие их виды:

    • № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
    • № 2 «Документирование аудита»;
    • № 3 «Планирование аудита»;
    • № 4 «Существенность в аудите»;
    • № 5 «Аудиторские доказательства»;
    • № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
    • № 7 «Внутренний контроль качества аудита»;
    • № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
    • № 9 «Аффилированные лица»;
    • № 10 «События после отчетной даты»;
    • № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532 федеральные стандарты дополнены стандартами № 12-16:

    • № 12 «Согласование условий проведения аудита»;
    • № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
    • № 14 «Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита»;
    • № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;
    • № 16 «Аудиторская выборка»;
    • № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
    • № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
    • № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
    • № 20 «Аналитические процедуры»;
    • № 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
    • № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственников»;
    • № 23 «Заявление и разъяснение руководства аудируемого лица».

    С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран и в связи с этим превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.

    Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами на международном уровне занимается Международный комитет аудиторской практики (IAPC), действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

    Все федеральные стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита.

    Как отмечалось выше, внутренние аудиторские стандарты подразделяются:

    • на внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;
    • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций.

    Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, например Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

    Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

    • соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов);
    • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
    • привлечению для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
    • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

    Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих услуг.

    Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

    • целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
    • преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
    • полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
    • единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

    Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата введения в действие, название и цель стандарта, сфера применения.

    Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации. Сотрудники не должны разглашать сведения внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

    Выводы

    В России преобладает государственное регулирование аудиторской деятельности, но развиваются и элементы саморегулирования.

    Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ.

    Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями.

    В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место занимают аудиторские стандарты.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

    • на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
    • правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

    Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

    Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какой орган осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности в России?
    2. Какова роль профессиональных аудиторских организаций в регулировании аудиторской деятельности?
    3. В каком документе дано определение правил (стандартов) аудиторской деятельности?
    4. Какие существуют виды правил (стандартов) аудиторской деятельности?
    5. Какой орган утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ?
    6. Для чего необходимо проведение аттестации лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью?
    7. Какие требования предъявляются к претендентам на получение квалификационного аттестата?
    8. Каковы основания для аннулирования квалификационного аттестата?
    9. Каков порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности?
    10. Каковы основания и порядок аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности?

    Литература

    1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.
    2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, от 07.10.2004 № 532, от 16.04.2005 № 228).
    3. Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит: Учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2005.
    4. Презентации

      Название презентации Аннотация