Единый социальный налог рф. Налоги и налогообложение. Как влияет на обложение ЕСН упрощенная система

Это серьезное новаторство в налоговой системе. Он смог заменить собой действовавшие ранее налоги, которые поступали в три государственных внебюджетных социальных фонда. До введения ЕСН плательщики обязаны были предоставлять отдельные формы отчетов в каждый из вышеперечисленных фондов, а также своевременно производить оплату в сроки, установленные соответствующим фондом.

История возникновения ЕСН

Идея внедрения единого социального налога (ЕСН), который бы охватил все возникла в далеком 1998 г., когда Госналогслужба предложила создать единственную унифицированную базу налогооблажения, передав все функции учета и контроля единому ведомству. Однако в те годы этот замысел остался незавершенным, поэтому его пришлось заморозить. Спустя 2 года была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, а также Федеральный закон от 05.09.2000 г. С 01.01.2001 г. заработал новый порядок исчислений и уплаты взносов в социальные внебюджетные фонды РФ. Глава 24 ч. 2 гласила о введении ЕСН. Налог в а также налоги в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования были консолидированы в составе ЕСН, чтобы мобилизировать средства для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, а также должную медпомощь. В дополнение к этому был установлен определенный порядок по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

ЕСН: сущность и характеристика

Переход к открытой рыночной экономике в России ознаменовался кардинальными изменениями в финансовой системе, когда внебюджетные фонды стали отсоединяться от общегосударственной бюджетной системы. По причине бюджетного дефицита, инфляции, спада производства, роста непредвиденных расходов и прочих обстоятельств образование внебюджетных фондов стало одним из важнейших элементов в обновлении механизмов деятельности учреждений соцобслуживания. Как говорилось ранее, ЕСН был введен после вступления в силу 2-ой части Налогового кодекса РФ. Вообще, ЕСН - это налог, призванный заменить все взносы по страхованию в вышеупомянутые фонды, но без взносов на страховку от несчастных случаев и профзаболеваний, которые необходимо уплачивать независимо от ЕСН.

В 2010 г. ЕСН был отменен, а на смену ему пришли страховые взносы, которые, впрочем, не сильно отличались от последнего. Значительными различиями между ЕСН и страховыми взносами стала сама уплата налогов: раньше граждане платили через налоговую службу, а с приходом страховых взносов стали оплачивать налоги во внебюджетные фонды. Кроме этого, были несколько изменены налоговые тарифы. Однако с 1 января 2014 г. было внесено предложение о возвращении к старой схеме ЕСН, действовавшей до 2010 г.

Объекты налогообложений

Для налогоплательщиков 1-ой группы объектами налогообложений являются все начисляемые выплаты, а также вознаграждения, премии и прочие доходы, среди которых оплата по гражданско-правовым договорам, авторскими и лицензионными договорам и, наконец, выплаты, предназначенные для оказания материальной помощи. Стоит отметить интересный факт, что все вышеназванные доходы могут и не быть объектами налогообложения, если они выплачивались из прибыли, что была на оставшемся счету организации.

Для предпринимателей объектами налогообложения являются все доходы, которые они получают от своей предпринимательской/профессиональной деятельности, но за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Напоследок скажем, что к объектам налогообложения не относятся различные выплаты, предмет которых - переход прав собственности на имущество либо передача на временное пользование имуществом. К примеру, такими договорами могут быть договор "купли-продажи" и договор на аренду.

Налоговая база для ЕСН

Опираясь на установленные законодательством объекты налогообложений, формируется и налоговая база. Для работодателей она определяется:

  • всевозможными вознаграждениями и выплатами, осуществляемыми в соответствии с трудовым законодательством;
  • оплатой по гражданско-правовым договорам;
  • доходами с авторских и лицензионных договоров;
  • различными выплатами для оказания материальной помощи и другими безвозмездными выплатами.

Когда определяется налоговая база, учитываются все доходы, которые так или иначе начислены рабочим их работодателями в денежной либо натуральной форме, а также под видом социальных, материальных и иных благ, за вычетом не подлежащих обложению доходов, о которых мы поговорим позже. Когда происходит начисление ЕСН, налогоплательщики-работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно на протяжении всего налогового периода. Налоговая база предпринимателей - это обобщенная сумма доходов, которая является объектом обложения и была получена ими за налоговый период за исключением расходов, не связанных с их извлечением. Полученные работниками доходы в натуральной форме (товары, услуги) нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов, исходя из их ценности/стоимости, что определяются по ст. 40 НК РФ, отталкиваясь от рыночных тарифов и цен.

Выплаты, не включающиеся в налоговую базу

К таким относятся следующие:

  • государственные пособия;
  • компенсации при увольнении;
  • расходы на командировки;
  • возмещение причиненного здоровью вреда;
  • компенсации за использование личных вещей работников;
  • всевозможные компенсации спортсменам;
  • другие виды компенсаций;
  • предоставление бесплатного питания;
  • доходы, получаемые членами крестьянского хозяйства;
  • возмещение расходов на повышение профессионального уровня рабочих;
  • взносы по обязательному/добровольному страхованию рабочих;
  • материальные выплаты бюджетникам;
  • единоразовые материальные выплаты;
  • бесплатное предоставление жилья;
  • доходы членов немногочисленных народов Севера;
  • прочие выплаты, установленные ст. 237 НК РФ.

Плательщики

Плательщиками ЕСН будут выступать те же лица, которые уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Говоря по существу, ныне насчитывается всего 2 группы плательщиков, где к первой относятся наемные работники, организации, предприниматели и корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью, а ко второй - самозанятые граждане (адвокаты, нотариусы, родовые общины немногочисленных народов Севера, занимающиеся традиционным хозяйством и другие).

Если налогоплательщики принадлежат к обеим категориям, значит они уплачивают налоги по двум основаниям. К примеру, индивидуальный предприниматель, который использует труд наемных рабочих, обязан уплачивать ЕСН с полученных от предпринимательской деятельности доходов, а также с начисленных выплат в пользу своих рабочих. Нотариусы, детективы и охранники, которые занимаются частной практикой, не относятся к отдельному классу плательщиков по той причине, что они уже включены в группу "индивидуальных предпринимателей", что закреплено п. 2 ст. 11 НК РФ.

Ставка ЕСН в 2013 году и 2014 г.

В России наблюдается постепенный рост налоговой нагрузки, что вызвано "старением нации", а впоследствии и падением количества трудоспособных и работающих граждан. Разумеется, пожилое поколение нужно лечить и регулярно выплачивать этим людям пенсии. Ныне наименьшие страховые взносы платят индивидуальные предприниматели и другие самозанятые граждане. Они платят фиксированный страховой взнос, который заметно ниже, чем у "средних" сотрудников, работающих на кого-либо. Что касается собственно процентов на страховые взносы (ЕСН), то в 2013 г. они составили 30% от заработной платы. Плюс к этому с 2012 г. изымалась дополнительная ставка в размере 10% для заработной платы свыше 512 тысяч рублей, 568 тысяч - в 2013 г. и ожидается для зарплат свыше 624 тысяч в 2014 г. ЕСН в 2014 г. ожидаемо поднялся до 34%. По причине резкого повышения ставок в 2010 г., которые выросли на 8% (с 26% до 34%), большинство малых предприятий ушли "в тень", так как не в силах были перенести столь существенную нагрузку на их бизнес.

Как расчитать ЕСН?

Расчет ЕСН в 2014 г. происходит по следующему алгоритму:

1. Сперва необходимо определить базу налогообложения, которая является суммой доходов физического лица. Она может быть получена им как зарплата (то есть по трудовым договорам) или же под видом других выплат, выдающихся по гражданско-правовым договорам: авторские вознаграждения, награда за выполнение работы и прочее. Плюс к этому плательщиками ЕСН выступят и организации, и индивидуальные предприниматели, которые используют труд наемных рабочих.

2. Следующим шагом станет определение ставки налога. Она обладает регрессивной шкалой, при которой с большей суммы удерживаются меньшие проценты. Для основной массы плательщиков общий процент составит 30% (для доходов от 1 до 624000 рублей): отчисления ЕСН в Пенсионный Фонд России - 22%, в Фонд обязательного медстрахования - 5,1%, в Фонд соцстраха - 2,9%. Поверх предельной суммы (624 тысячи) будет удерживаться 10%.

3. Сопоставьте свою зарплату с нужной группой (<624000<) и просто умножьте вашу сумму на определенный процент. На этом все, ваш индивидуальный расчет ЕСН окончен.

Налоговые периоды

Налоговый период составляет 1 календарный год. При этом для 1-ой группы налогоплательщиков существуют и отчетные периоды (квартал, 6 и 9 месяцев). Для 2-ой группы такие периоды отсутствуют. По окончании налогового периода налогоплательщикам необходимо подать налоговую декларацию.

Типовые проводки начисления ЕСН

ЕСН. Проводки по его начислению

Налоговые льготы

Согласно российскому налоговому законодательству установлено, что от уплаты налога освобождались (до отмены ЕСН в 2010 г.) следующие организации и лица:

  1. В организациях начисление ЕСН не удерживается с сумм выплат и прочих вознаграждений, которые на протяжении налогового периода не превышают 100 тысяч рублей на каждое физическое лицо, которое является инвалидом I, II или III группы.
  2. Предыдущий принцип действует и для следующих категорий налогоплательщиков:
    • Для общественных организаций инвалидов (ООИ). В данной категории налоги не удерживаются, если среди участников насчитывается не менее 80% инвалидов и их законных представителей. Распространяется это и на их региональные отделения.
    • Для учреждений, где уставный капитал формируется из вкладов (ООИ), среднесписочная численность которых [инвалидов] составляет не менее 50%. Плюс к этому доля в заработной плате должна быть на отметке не ниже 25%.
    • Организации, которые были созданы для достижения социальных целей, среди которых и помощь инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Стоит отметить, что владельцами имущества при этом должны быть только ООИ.
  3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, имеющие статус инвалида I, II или III группы. Доходы от их предпринимательской/профессиональной деятельности также не должны превышать 100 тысяч рублей в течение налогового периода.

Ныне льготный процент ЕСН (страховых взносов) также присутствует. К примеру, в 2013 г. льготная ставка составила 20% - в ПФР, ФСС - 0%, ФОМС - 0%.

Предпосылки возврата к ЕСН

Для многих информация о возврате не показалась удивительной, ведь ЕСН - это важная составляющая налоговой системы РФ в 2000-ых годах. Большинство экспертов ссылаются на то, что к основным причинам возврата к ЕСН стало то, что замена ЕСН страховыми взносами, шкала которых изменилась в пользу более регрессивной и увеличения ставок обязательных взносов с 26% до 34% от ФОТ (фонд оплаты труда), не обеспечила сбалансированности пенсионной системы, а только привела к повышению налоговой нагрузки и различным усложнениям администрирования. Из этого можно заключить вывод, что возврат к ЕСН, скорее всего, доброжелательно будет воспринят бизнесом (особенно малым), а сама система устроит как государство, так и предпринимательство. В 2010-13 гг. все предприниматели вынуждены были обращаться в три (!) органа, что, в свою очередь, увеличивало расходы на ведение бухгалтерии.

Стране также не выгодно содержать увеличенный штат госслужащих, что усложняет контроль финансовой деятельности предпринимателей. Помимо этого, мы уже упоминали и о том, что по причине резких повышений ставок множество мелких компаний ушло "в тень". Так что пока прогнозируются только положительные изменения. С другой стороны, в 2014 г. увеличена ставка соцплатежей, ведь ЕСН составляет ныне 34% (обычный) и 26% (льготный), что уже не сильно обрадует бизнесменов.

Заключение

Прошло уже довольно много времени, чтобы система налогообложения ЕСН стала близкой и понятной для всех налогоплательщиков. Между тем стоит отметить, что отдельные положения в НК РФ требуют дополнительных доработок и разъяснений. Отмена ЕСН не сказалась слишком негативно на налоговой системе, однако и практика внедрения страховых взносов не привнесла каких-либо улучшений, усилив Нынче ставки по ЕСН составляют 34% и 26% для основной массы плательщиков и льготников соответственно, что не слишком лояльно по отношению к предпринимателям. Однако стоит отметить, что ЕСН - это хорошая альтернатива страховым взносам, что может улучшить налоговую ситуацию в стране.

Около семи лет назад единый социальный налог (ЕСН) был заменен другими социальными выплатами, в частности, взносами в страховые фонды. С 2017 года Правительство РФ намерено вернуть ЕСН, для того, чтобы обеспечить гарантированное исполнение всех социальных обязательств перед населением.

Итак, давайте разберемся, зачем нужен ЕСН, как его рассчитывать и кто обязан перечислять средства, а также, каким образом осуществляется контроль за данным мероприятием.

Как мы уже отметили, юридически данный вид налоговых обязательств уже не существует около семи лет, однако, по сути, все перечисляемые взносы в страховые фонды являются ЕСН:

Назначение ЕСН в том, что при помощи этих взносов, компания сможет гарантировать своим сотрудникам все социальные права, а именно: пенсионное пособие, пособие по временной нетрудоспособности, выплаты иного характера в рамках оказания социальной поддержки. В частности, именно из этого источника будут выплачиваться средства, необходимые для предоставления бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

Кроме основных изменений, для ЕСН в виде страховых взносов в текущем году было внесено еще несколько поправок, связанных с уплатой начислений:

  • при расчете взносов по ЕСН, запрещается выполнять округление в любую сторону;
  • введено понятие максимального показателя для исчисления взноса в ПФР;
  • запрещается взыскивать страховые взносы с выходного пособия уволенных сотрудников, которое меньше трехмесячного размера, а также с командировочных, если все расходы подтверждены документально;
  • выплаты будут начисляться и за иностранных граждан, с которыми у работодателя есть трудовой договор.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Кто обязан уплачивать ЕСН

Все граждане, имеющие официальное трудоустройство, автоматически принимают на себя обязательства по выплате ЕСН. Можно выделить две большие группы:

  • индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой — обязан сделать отчисления со всех видов доходов, после учета расходов;
  • физические лица, не относящиеся к группе индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие выплаты в пользу других граждан. Объектом налогообложения становится весь объем выплат, которые были произведены физическими лицами по трудовым договорам и соглашениям ГПХ.

Схематически, перечисление средств будет осуществляться следующим образом:

Все надзорные мероприятия будут иметь серьезные последствия, а длительность проверок может составить от 4 до 6 месяцев. Основанием для проведения проверки могут стать:

  • наличие регулярных нарушений, которые нуждаются в срочной проверке и принятии специальных мер. Все нарушения должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • если выявлены нарушения по филиалам налогоплательщика;
  • в документах наблюдаются неточности или налогоплательщик не может предоставить запрашиваемые сведения;
  • страховые взносы перечисляются несвоевременно.

Если перечисления не могут быть произведены по причине форс-мажорных обстоятельств, то налогоплательщик в этом случае может обратиться в ИФНС и попросить о предоставлении отсрочки или рассрочки по выплате ЕСН.

Как рассчитать ЕСН

Ставки по ЕСН в 2017 году останутся такими же, как и ранее. Общий показатель будет складываться из таких взносов:

  • взносы в ПФР – 22%;
  • отчисления в ФФОМС – 5,1%;
  • ФСС – 2,9%.

Максимально возможный размер базы по взносам в текущем году составляет:

  • в Пенсионный фонд — 876 000 руб. Ставка может быть уменьшена, если показатель достиг установленного лимита;
  • в ФСС — 755 000 руб. При достижении этого показателя, ставка будет равна нулю.

Если размер фонда для начислений в ПФР превысит лимит, то тариф будет снижен до 10%. Единый социальный налог в 2017 году ставка:

Для ИП порядок расчетов несколько иной:

  1. Они не обязаны перечислять взносы в страховые фонды, кроме обязательных ПФР и ФФОМС;
  2. Для расчетов используется такой показатель как МРОТ;
  3. Если доход ИП за год превысит 300 000 руб., то ко всем начислениям добавляется 1% от суммы, превышающей установленный лимит.

Формула для расчета начислений выглядит следующим образом:

  • 12*5,1%*МРОТ – размер взноса в ФФОМС;
  • 12*26%*МРОТ – размер взноса в ПФР.

Пример расчета ЕСН

В качестве примера расчета ЕСН можно привести следующую ситуацию:

Компания «Глобус» выплатила за отчетный период доход в размере 1 150 000 руб. Необходимо рассчитать ЕСН, сумму страховых взносов.

Чтобы определить размер взносов по ЕСН, необходимо выполнить следующие расчеты:

  1. 718 000 * 2,9% = 20 822 руб. – размер социальных взносов в пределах установленного лимита в 718 тыс. руб.;
  2. 796 000 * 22% + ((1 150 000 – 796 000)* 10%) = 175 120 + 35400= 210 520 руб. – пенсионная сумма к уплате с учетом превышения лимита;
  3. 1 150 000* 5,1% = 58 650 руб. – медицинские выплаты.

Итого, общий размер ЕСН, подлежащего к уплате составляет: 20 822+ 210 520 + 58 650 = 289 992 руб.

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Наименование

платежа

20 Юг,

2011 г,

  • 2012-

В том числе:

Фонд занятости

Отчисления работников в ПФР

Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета

Коэффициент замещения пеней-

Знакомы всем владельцам дачных участков и автомобилей. Подоходный налог платят все работающие граждане, но они могут и не знать, что такое ЕСН.

Что такое единый социальный налог

В самом названии ЕСН зашифрована его суть - это налог социального назначения. Аббревиатура ЕСН обозначает единый социальный налог. Это отчисления, направленные на мобилизацию средств, предназначенных для пенсионного и социального обеспечения на государственном уровне.

Эти налоговые сборы не подлежали вычету у работающего населения, оплата ЕСН производилась за счет средств и организаций. Ставка налога была единой - 26% от фонда оплаты труда. Эти суммы не высчитывались из заработной платы, сами работники платили другой налог.

Новые налоги вместо ЕСН

Единый социальный налог был упразднен с 01.01.2010 года. Теперь выплаты того же назначения полагается делать в три государственных организации. Это 3 разных структуры:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР).
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Сначала суммированная ставка по этим 3 фондам была идентичной ЕСН, но в январе 2011 произошло повышение выплат сразу в 2 фонда. Позже проценты выплат немного снизили, но они не стали равняться прежним 26%, после уменьшения совокупная ставка социальных налогов - 30 процентов.

Это видео расскажет, что за отчисления входят в единый социальный налог:

Нормативное регулирование

Нормативно-правовое регулирование ЕСН было оформлено на разных уровнях.

  • Обязательность налогов социального назначения предусмотрена в Конституции РФ. Именно это документ является главным, занимая первый уровень правовых актов.
  • Также в первом уровне расположены Трудовой (ТК), Налоговый (НК) и Гражданский кодексы (ГК) РФ.
  • Федеральные законы тоже относятся к нормативному регулированию первого уровня. Единый социальный налог был введен с 01.01.2001 года согласно ФЗ №118 от 5 августа 2000 г. В таком виде налоговые выплаты социального назначения просуществовали 9 лет. Согласно ФЗ №212 от 24.07.2009 г. ЕСН был заменен на другие выплаты, начиная с 1 января 2010 года.

Объекты налогообложения

  • Под объектами единого социального налога первой группы понимались доходы по трудовым договорам различного характера и выплаты по единовременным контрактам. Также ЕСН взимался с вознаграждений по гражданско-правовым договорам, подразумевающим оплату услуг или выполнение каких-либо работ с определенным доходом. Договора по или собственность не являлись объектами налогообложения ЕСН.
  • Вторая группа объектов ЕСН также подразумевает доходы, но они касаются частной практики. Это оставшиеся средства после вычета расходов при ведении частной предпринимательской или профессиональной деятельности иного характера.

Существовали и налоговые льготы, от оплаты ЕСН освобождалась целая категория доходов:

  • Выплаты по договорам личного добровольного страхования
  • Необлагаемые налогом государственные компенсации и пособия
  • Компенсация при увольнении за отпуск, неиспользованный во время работы
  • Страховые взносы по договорам на добровольное медстрахование за своих работников.

Объекты ЕСН

Определение сумм объектов налогообложения происходило по периодам.

  • Выделялся классический налоговый период, сроком 1 календарный год.
  • Также выделялись 3 отчетных периода - 1 квартал, полугодие и первые 3 квартала года.

Консультация юриста по вопросу возвращения ЕСН даны в этом видео:

Субъекты

Плательщики единого социального налога были разделены на 2 группы.

  • Первой являлись субъекты, имеющие сотрудников, получающих заработную плату, вне зависимости от того, или деятельность ведет индивидуальный предприниматель.
  • Ко второй группе относились лица, занимающиеся частной практикой. К ним относятся адвокаты, нотариусы, и другие налогоплательщики на самозанятости. Часто такие субъекты параллельно являлись плательщиками и первой категории - они облагались налогом за частную практику и за выплаты заработных плат нанятым сотрудникам. Примером может служить администратор в кабинете врача или секретарь у нотариуса.

Субъекты ЕСН

Важные нюансы

В 2017 году в очередной раз заговорили о возвращение ЕСН. Изначально он был введен для упрощения расчетов по налогам, позволяющим подать документы и перечислить средства в одну организацию. В 2010 году было решено, что это невыгодно с точки зрения собираемости сумм налогов, поэтому ЕСН разделили на 3 фонда. Сейчас вопрос с возвратом к модели налогообложения в формате ЕСН по-прежнему открыт. Активное обсуждение по возврату этой системы началось еще в 2016 году, хотя в 2015 было решено не прибегать к выплате социальных налогов в формате ЕСН.

Понятие единого социального налога уже несколько лет является устаревшим, но даже бухгалтеры по-прежнему называют ЕСН выплаты в 3 государственных органа. Неважно, как называются выплаты социальных налогов - они идут на обеспечение пенсий и других государственных пособий.

Теоретически возврат к ЕСН вполне возможен, эту меру сейчас рассматривают в правительстве в качестве антикризисной. Это будет ясно к середине 2017 года, но если ЕСН вернут, то уже предусмотрено увеличение ставки для лиц с большой заработной платой. Пока озвучена сумма, превышающая 796 тысяч рублей заработка за год.

Остается только дождаться и узнать, вернут ли на самом деле ЕСН.

Единый социальный налог принято определять как экономический термин, который применяется в области налогообложения. Сбор данного налога производится для того, чтобы было реализовано право работников на получение бесплатной медицинской помощи в соответствующих учреждениях. Кроме этого, за счет единого социального налога реализовывается право граждан на государственное пенсионное обеспечение и и обеспечение социального характера. Зачисление налога происходит при активном участии бюджетных и внебюджетных фондов.

Составляющие единого социального налога

Единый социальный налог имеет в своем составе несколько очень важных элементов:

  1. Непосредственно налогоплательщики.
  2. Объект, который поддается налогообложению.

Также сюда можно отнести базу по налогам, налоговые льготы, периоды – налоговый и отчетный, ставку, которая действует в отношении налога; порядок, согласно которому начисляется оплата и сроки, в которые это надлежит делать.

Расчет единого социального налога

Сумма, которая характеризует единый социальный налог, рассчитывается каждый месяц. Пункт 2 статьи 243 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что необходимо уплачивать ежемесячные платежи авансового характера. Их размер определяется на основании тех сумм, что были начислены за конкретный месяц. Однако есть важный факт, от которого нужно отталкиваться. Поскольку суммы, которые были заработаны налогоплательщиком, могут быть различными, то периодически требуется проводить коррекцию ставки налога.

Таким образом, при определении налога происходит его корректировка с учетом значений тех сумм, что были получены ранее. Это лишь один из моментов при расчете единого социального налога. Другой определяющий показатель – это возможность снижения налога при увеличении выплат сотруднику. Отсюда следует вывод, что налог нужно считать для каждого лица по отдельности.

Кто платит единый социальный налог?

К налогоплательщикам принято относить:

  • Лица, занимающиеся выплатами в отношении физических лиц;
  • Организации различного типа;
  • Индивидуальных предпринимателей;
  • Физических лиц, которых нельзя считать индивидуальными предпринимателями;
  • Индивидуальные предприниматели, адвокаты, врачи, у которых есть своя практика.

Единый социальный налог в 2016 году

Ставка единого социального налога

В 2015 году Правительство РФ не изменяло ставки единого социального налога в отношении страховых выплат. Величина отчислений в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Закон о бюджете страны на 2015 год позволяет говорить о нескольких качественных изменениях. Увеличивается количество организаций, которым разрешено подавать страховую отчетность в электронном виде. Далее, запрещено округлять суммы страховых выплат – в основном это касается округления в меньшую сторону. Начиная с 2015 года работает новый механизм по определению размера единого социального налога. Он основан на средней заработной платы в течение 12 месяцев, а также на повышающем коэффициенте, который устанавливает Правительство РФ.

Пример декларации по единому социальному налогу

Налоговая база для ЕСН за 2015 год у гражданина Абрамова составила 50 000 руб. Ему необходимо применять те ставки, которые соответствуют налоговой базе до 280 000 руб.

Строка 500 необходимо заполнить таким образом:

в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

В строку 600 должны быть указаны значения:

в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

Сведения в строке 700 нужно вычислить как разницу между строками 500 и 600 для данных граф. Значения определяет сумму ЕСН для 2015 года. Если льготы не имеется, то значения в строке 700 будут соответствовать показателям строки 500.

Построке 800 следует определить сумму авансовых платежей, которые были начислены за 2015 год. Авансовыми расчетами должна заниматься специально назначенная комиссия. Строка 810 должна заполняться адвокатами. ИП ее заполнять не следует, можно просто поставить прочерк.

Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года. Требуемую сумму нужно вписать в строку 900 .Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

Пример расчета единого социального налога

Заработная плата служащего составляет 100 000 рублей в месяц. За период с января по июль он заработал 700 000рублей. Единый Социальный налог 30% то есть 210 000рублей. В августе зарплата достигла 800 000рублей. 11 00 рублей рассчитываем по 30 % и налог составляет 3 300 рублей. Всего за 711 000 рублей уплачен налог 213 300рублей. Далее за 89 000 мы рассчитываем по 10 % итого получаем 8900 рублей. Всего за август уплачено в Единый Социальный налог 222 200рублей. С сентября по декабрь заработная плата составила 400 000рублей и Единый Социальный налог составляет 40 000 рублей. И всего за год переведен в виде ЕСН составляет 262 200 рублей.

Если бы не было расчета по регрессивной шкале, то налог в ПФР за 12 месяцев составил бы 360 000 рублей. Разница составляет 97 800 рублей. Выгода очевидна.

Именно Единый Социальный налог отличается от других налогов тем, что имеет регрессивную шкалу расчета. Что не может радовать как работодателей так и налогоплательщиков.