Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего). Инструкция для недропользователя: по какой ставке ведется расчет налога на добычу полезных ископаемых (ндпи), а так же о сроках уплаты и новая форма декларации Налог на добычу полезных ископаемы

Добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, территории РФ, а также на договорных условиях за ее пределами, нуждается в обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту регистрации предпринимателя, организации, физического лица. Обращение в налоговый орган должно состояться не позднее 30 дней с момента регистрации вида деятельности.

Объекты НДПИ

Объектами налогообложения являются все полезные ископаемые, добытые из недр земли на территории РФ, на установленном законом участке. Отходы производства, используемые для дальнейшей переработки и подлежащие лицензированию. Ископаемые, добытые за пределами России, но на территории находящейся в ее юрисдикции.

К таким объектам относятся:

Уголь, сланцы, торф, антрациты;

Нефть, газ и другие углеводороды;

Полезные компоненты руды, а так же составляющие черных, цветных и радиоактивных металлов. Сырье редких металлов;

Неметаллические компоненты (гипс, гравий, галька, песок и т.д.), а так же горно-химические составляющие (фосфоритовые руды, соли, сера и т.д.);

Продукт, используемый в радиоэлектронной и оптической промышленности (Пьезо - иоптический кварц, исландский шпат, оптический флюорит).

Драгоценные камни;

Соль природная;

Подземные минеральные воды.

Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.

Ставки НДПИ

Ставка, % Виды ископаемых
3,8 Калийные соли
4,0

Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды;

Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы

4,8 Кондиционные руды черных металлов
5,5

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд);

Соли природного и чистого хлористого натрия;

Сырье радиоактивных металлов;

Подземные промышленные и термальные воды;

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

Нефелины, бокситы

6,0

Горнорудное неметаллическое сырье;

Битуминозные породы;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие ;

Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,5

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

7,5 Минеральные воды
8,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов.

16,5 Углеводородное сырье
17,5 Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья
135 рублей за 1000 куб.м. Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья
419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная

К основным налоговым ставкам применяются следующие льготы:

Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».

Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;

Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;

Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.

Порядок уплаты налогов

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Как распределяются налоги на добычу полезных ископаемых

Платежи за добычу углеводородного сырья, а так же использование недр, производятся в соотношении 40:60 в Федеральный и местный бюджеты соответственно. Добыча общераспространенных полезных ископаемых полностью оплачивается в субъекта РФ. Добыча на шельфе и другой зоне, находящейся в юридическом владении РФ, оплачивается исключительно в Федеральный бюджет. При подписании соглашения о разделе продукции, учитывается дата документа, так как действуют правила на момент его подписания.

На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации установлено более десятка действующих налогов. Все они различаются по своим определенным свойствам, функциям и играют важную роль в деятельности любого государства. Одним из значимых видов налогов является налог на добычу полезных ископаемых или НДПИ .

НДПИ - это прямой федеральный налог, который уплачивается недропользователями. Данный налог установлен и описан в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была утверждена и вступила в силу 1 января 2002 года. Согласно этой главе объект налогообложения по НДПИ – это полезные ископаемые: добытые из недр на территории России; добывающиеся из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в т.ч. и арендуемых; извлеченные из фактических отходов или фактических потерь производства добычи, в случае, если такое промышленное извлечение лицензируется. Основной закон, принятый исторически в период формирования добывающего сектора экономики России, это закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» .

Плательщиками такого вида налога являются предприятия и физические лица-индивидуальные предприниматели, добывающие полезные ископаемые по лицензии на право пользования недрами. В НК РФ определено, что обозначенные лица подлежат обязательной постановке, осуществляемой в течение 30 календарных дней с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр, на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ.

Вступив в силу, НДПИ объединил в себе ранее действующие налоги и платежи, такие как: платеж за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Была установлена, применительно к нефти, специфическая ставка НДПИ, корректируемая ценой нефти на мировом сырьевом рынке, а также при помощи валютного курса рубля и соответствующих коэффициентов, которые определены в НК РФ .

В 2015 году был нарушен тренд систематического ежегодного роста цены на нефть. Уровни цен на нефть варьировались от 46,3 долларов за баррель в 2009 году до 106,9 долларов за баррель в 2014 году. Однако к началу 2015 года цена нефть резко упала и в течение года не выходила за пределы 70 долларов за баррель. 18 октября 2015 года ее значение составило 47,26 долларов за баррель (см. рис. 1). В связи с этим повысилась степень инвестиционных рисков, затягивая или замораживая реализацию инвестиционных и инновационных проектов .

Рисунок 1. Среднемесячные цены на нефть марки Brent в период с 18.08.2014 по16.10.2015гг.

Налоговая база по НДПИ определяется количеством добываемых полезных ископаемых. При добыче учитывается: нефть, природный газ, газовый конденсат (кроме добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья), уголь, а также стоимость иных полезных ископаемых в процессе добычи .

Налоговая база по НДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок, определяемая обособленно для каждого вида добытого полезного ископаемого. Способ оценивания, исходя из расчетной стоимости, применяется при отсутствии объемов их реализации в соответствующем налоговом периоде .

Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяет самостоятельно налогоплательщик на основании информации налогового учета. При этом применяется такой же порядок признания доходов и расходов, который применяется при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организации .

По всем видам полезных ископаемых зафиксированы определенные ставки в соответствии со статьей 342 НК РФ. Распределение ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. Ставки условно разделяются на два вида: твердые, распространяющиеся на нефть, газ, газовый конденсат и уголь (применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов), а также адвалорные, действующие по остальным видам полезных ископаемых (ставки привязываются к стоимости ресурсов). В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Их применение возможно только после выполнения плательщиками НДПИ определенных требований НК РФ .

Существуют льготные налоговые ставки 0%, применяемые по: полезным ископаемым в части нормативных потерь; попутному газу и др.

В соответствии с действующим законодательством, ставка НДПИ для природного газа составляла 622 рубля за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2013 года; 700 рублей за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2014 года. Твердая ставка в размере 788 рублей за 1 тысячу кубометров газа действует с 1 января 2015 года. Налогообложение для природного газа происходит по ставке, умноженной, на коэффициент, значение которых также прописано в действующем законодательстве . Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляла 590 рублей – до 31.12.2013; 647 рублей – до 31.12.2014. Твердая ставка в размере 679 рублей действует с 01.01.2015 года за 1 тонну газового конденсата. Базовая ставка НДПИ при добыче нефти установлена в следующих размерах: 470 рублей – до 31.12.2013; 493 рублей – до 31.12.2014. На 2015 год была запланирована ставка в размере 530 рублей за 1 тонну. Из приведенных статистических данных можно заметить, что ставки НДПИ по различным видам полезных ископаемых растут с каждым годом .

Ежегодно законодательство по НДПИ претерпевает изменения, касающиеся ставок. Так в 2014 году было принято решение ввести новый метод расчета ставок НДПИ по добыче газового конденсата и природного газа. Базовый параметр единицы условного топлива стал определяться по каждому конкретному участку, учитывая средние рыночные цены на углеводородное сырье и соотношение природного газа и газконденсата при добыче на таком участке недр. Нужно подчеркнуть, что на коэффициенты влияют различные факторы. Ранее действующая ставка НДПИ по природному газу устанавливалась ежегодно на перспективный период трех лет, при этом добывающие предприятия не были уверены, что их налоговые расходы не увеличатся по прошествии этого периода. Нововведенная методика расчетов позволила снизить риск неопределенности в налоговой сфере, что способствует более точному корпоративному прогнозу результатов деятельности предприятий и поиску путей снижения затрат, при необходимость. Также минимизирован риск резкого повышения НДПИ на газконденсат . Поэтому такое изменение является скорее положительным явлением, прежде всего для функционирования компаний.

Кроме того, с начала 2015 года используется новый порядок расчетов ставков по НДПИ в отношении нефти. Ставки НДПИ на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную были увеличены и на 2015 год составили 766 рублей за 1 тонну вместо запланированных ранее 530 рублей

Порядок и условия взимания НДПИ установлены правительством Российской Федерации, а суммы таких платежей перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, представленным в таблице 2. Тем самым данные величины предопределяют не только экономику отдельных добывающих предприятий, но и оказывают существенное воздействие на экономику России в целом. Так в 2013 году сумма поступлений по НДПИ в федеральный бюджет составила 1 640 316 миллионов рублей, в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации 25 490 миллионов рублей; в 2014 году – 2 535 256 миллионов рублей и 40 522 миллионов рублей соответственно. Таким образом, прогнозируемая уплата НДПИ в 2015 году не только будет способствовать наполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, но и на 1/3 заполнит федеральный бюджет .

В 2014 году Минфин России предсказывал, что в 2015 году выплаты в бюджет по НДПИ на нефть в десять раз должны превысить выплаты от НДПИ на газ. Они ожидали 3,979 триллионов рублей поступлений в бюджет от начислений нефти и 381,214 миллиардов рублей поступлений от газа. Данное ожидание было прописано в законопроекте о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов .

Таблица 2. Установленные нормативы распределения сумм платежей по НДПИ

Согласно таким данным, в 2016 году выплаты в бюджет от НДПИ на нефть запланированы в объеме 4,621 триллионов рублей, газовые выплаты – 394,292 миллиардов рублей, в 2017 году – 5,091 триллионов рублей и 402,388 миллиардов рублей соответственно . По расчетам Министерства финансов, в совокупности по НДПИ на углеводородное сырье должен был принести в бюджет 4,415 триллионов рублей в 2015 году, 5,093 триллионов рублей в 2016 году, 5,589 триллионов рублей в 2017 году. НДПИ на газконденсат по их оценкам должен был привести в бюджет в 2015 году 54,911 миллиардов рублей, в 2016 году – 77,515 миллиардов рублей, в 2017 году – 95,61 миллиардов рублей .

В связи с дефицитом бюджета в сентябре 2015 года Президент Владимир Путин поручил правительству проработать задачу пополнении бюджета за счет перенаправления в него сверхдоходов экспортеров нефти, полученных в период и после девальвации рубля. Вследствие этого в октябре текущего года Минфин предложил пересмотреть методику расчета НДПИ на нефть с тем, чтобы повысить поступления в бюджет ориентировочно на 609 миллиардов рублей за 2016 год и еще до 1 триллионов рублей за период 2017–2018 годов. По мнению нефтяников, данное изменение может грозить частичной остановкой многих проектов или вызовет существенное падение добычи.

На данный момент времени базовая ставка НДПИ рассчитывается по формуле, в которой учитывается актуальная текущая цена на нефть, уменьшенная на 15 долларов по текущему актуальному курсу. Начиная с 2016 года такой вычет Министерство финансов предложило установить в рублях по курсу доллара на 2014 год, с условием ежегодной индексации по инфляции, вместо того, чтобы использовать средний курс доллара к рублю в текущем налоговом периоде. В данном случае налогом не облагаемая часть цены на нефть, которая должны быть выражена в рублях, станет меньше. Для вычета предлагалось установить курс доллара в 2016 году – 43,8 рублей, вместо прогнозируемых 63,5 рублей, в 2017 году – 47,1 рублей вместо планируемых 64,8 рублей, а также в 2018 году – в 49,8 рублей вместо 65,8 рублей . Позитивным последствием окажется сокращение вычета: в 2016 году его объем составит только лишь 657 рублей вместо ожидаемых 953 рублей на баррель, в 2017 году - 707 рублей, а ожидалось 972 рублей, в 2018 году - 747 рублей вместо планируемых 987 рублей. Из этого следует, что государственный бюджет пополнится дополнительными доходами в объеме 609 миллиардов рублей в следующем году и еще 525 и 476 миллиардов рублей в 2017-2018 годах соответственно.

При существующей системе расчетов налога государство изымает в виде НДПИ и экспортных пошлин от 35% при низких ценах на нефть, в случае, если они ниже 40 долларов за баррель, и до 48% (при стоимости выше 110 долларов за баррель) выручки, что представлено в материалах Минфина. При корректировке формулы налоговые изъятия могут составить от 45 до 47% от совокупной выручки добывающего предприятия.

В середине октября текущего года Правительство России приняло окончательное решение по вопросам изменения проводимой налоговой политики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Руководство страны приняло решение не оказывать давления на нефтяную отрасль и тем самым заморозить пошлину на нефть до конца августа. Помимо решения вопроса касающегося нефти, правительство решило повысить НДПИ на газ на весь 2016 год. Согласно новым правилам, в методике расчетов вводится дополнительный коэффициент, представляющий экспортную доходность добытого газа. Эта единичная корректировка обеспечивает повышение единицы условного топлива на 36,7 % *(исключительно для «Газпрома»).

Сохранение ставок позволяет поддерживать нефтеперерабатывающих организаций, не успевших провести модернизацию перерабатывающих мощностей, т.к. сохранившийся уровень ставов вывозных таможенных пошлин на нефть повышает маржинальность деятельности компаний. Сохранение ставков не должно привести к увеличению стоимости нефтепродуктов, т.к. ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты пропорциональны ставкам вывозных таможенных пошлин на нефть. Помимо этого, было принято решение о изменении ставок на: добычу полезных ископаемых по нефти, газу и газовому конденсату. Такое действие сможет пополнить бюджет страны дополнительно на 101,6 миллиардов рублей.

Вследствие подобных изменений необходимо будет скорректировать инвестиционные программы нефтяных и газодобывающих компаний. Ранее президент «Роснефти» и глава «Газпром нефти» прогнозировали снижение добычи нефти на горизонте трех лет на 25–30 миллионов тонн ежегодно из-за повышения налогового давления на отрасль. Также считается, что может сократиться совокупный объем инвестиций. По данным за первое полугодие текущего года при условиях снижения общего денежного потока в нефтяной отрасли произошло увеличение инвестиционных вложений российскими нефтяными компаниями. Такая ситуация сложилась, вероятно, за счет сокращения денежного потока, что подтверждается снизившимися налоговыми отчислениями, при одновременно получении компаниями прироста остающихся в их распоряжении финансов за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортным пошлинам, а никак не за счет сокращения уровня собственных издержек.

По мнению экспертов, ежегодное увеличение налоговой нагрузки по НДПИ в среднем прогнозируется на уровне 6 %. Именно в первом году реализации предложенных мер рост нагрузки должен составить – 7,6 %, в связи с чем, основные последствия от вероятного внедрения предложенных мер можно ожидать к первой половине 2017 года. Рост налоговой нагрузки может оказать существенное влияние на небольших участников рынка нефтедобычи путем снижения доходность их бизнеса.

Таким образом, непрекращающиеся налоговые маневры усложняют нефтяным компаниям оценку эффективности их проектов и привлечение инвестиций в новые регионы по нефтедобыче. Как показывают данные, налог на добычу полезных ископаемых – наиболее прибыльный в России. Отечественная нефтяная отрасль получала существенную бюджетную поддержку на протяжении долгого времени. При этом даже в период кризиса нефтедобывающие компании оказались в выигрыше от девальвационных процессов, которые компенсировали снижение цен на нефть. Экспортные контракты составляются в долларовом эквиваленте, а отчитываются отечественные нефтяные компании в рублях. Нефтянка отрасль на данный момент единственная, пережившая относительно безболезненно дополнительную налоговую нагрузку. Именно поэтому государство, как и прежде, надеется получать высокий доход от отчислений для покрытия дефицита бюджета. Однако чрезмерный рост налогового давления на отрасль может вызвать снижение добычи нефти и как следствие уменьшить поступления средств в бюджет. Поэтому правительству следует найти баланс при увеличении давления на нефтяную отрасль и не отклоняться от него, иначе произойдет обратный эффект.

  • Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  • Грызунова Н.В. // Экологические активы как инструмент финансовой стратегии организации. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 140-143.
  • Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  • Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  • Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.
  • Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  • Грызунова Н.В. Моделирование структуры оборотного капитала предприятия (организации) на основе регулирования налоговой нагрузки // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 257-260.
  • Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  • Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  • Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  • Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.

    Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.

    Каков налоговый период для НДПИ

    Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.

    Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.

    Как рассчитывается размер выплат

    Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:

    • вид полезных ископаемых;
    • отдельные полученные ископаемые;
    • характеристики извлеченных ископаемых.

    Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.

    Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.

    В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.

    Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:

    • минеральные воды, получаемые в лечебных целях;
    • подземные воды, применяемые для сельскохозяйственных целей или полученные на новых участках недр;
    • сверхвязкая нефть;
    • попутный газ;
    • ископаемые, полученные в результате разработок списанных или некачественных запасов;
    • потери во время проведения разработок, находящиеся в рамках регламента, определенного Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001 .

    При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.

    Что еще влияет на размер налоговой ставки

    Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.

    Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.

    Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .

    В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.

    По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.

    В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .

    Как осуществляется налоговый вычет при добыче угля

    Как определяется налоговая база для НДПИ

    Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.

    Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.

    Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.

    Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .

    О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.

    1. Прямым. Здесь для проведения измерений используют стандартное оборудование, например, весы.
    2. Косвенным. Этот способ применяется, когда первым провести замеры невозможно. В таком случае количество продукта рассчитывают с помощью формул.

    Как высчитать стоимость добытых ископаемых

    Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.

    1. Расчет на основании цены, по которой ископаемые реализуются.
    2. Второй способ применяют в случаях, когда государством не выделяются субсидии на компенсацию разницы между оптовой стоимостью и ценой реализации. Здесь расчет производится без учета .
    3. Если товар не был реализован в течение налогового периода, расценка на полученные полезные ископаемые определяется на основании расчетов. При отсутствии продаж, назвать реальную цену сложно. Чтобы полученная цифра была предельно приближена к фактической, следует учесть расходы на добычу ресурсов. Среди прочих затрат сюда включается оплата труда и дальнейших исследований, обслуживание рабочего оборудования.

    Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.

    Порядок начисления НДПИ в 2016 году

    Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.

    При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:

    • объем налоговой базы, выраженный в количестве полученного вещества;
    • налоговой ставки, которая скорректирована с учетом коэффициента, отражающего динамику расценок на нефть в мире.

    Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.

    Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.

    В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.

    В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.

    Какое еще использование недр предусмотрено законодательством

    Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.

    1. Геологические исследования. Проводятся как в местном, так и в широком масштабе. Во время таких исследований оценивается наличие полезных ископаемых и прочие процедуры. Добыча минеральных ресурсов при этом не производится.
    2. Сбор коллекционных предметов. Сюда входят имеющие ценность палеонтологические и другие находки.
    3. Постройка не относящихся к разработке недр объектов и их последующий ввод в эксплуатацию.
    4. Обновление важных геополитических объектов.
    5. Поиск и извлечение полезных ископаемых.

    Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.

    Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.

    Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.

    Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.

    Как распределяются налоговые выплаты

    Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.

    Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.

    При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.

    При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.

    Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.

    Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.

    Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.

    43 Налог на добычу полезных ископаемых

    Ресурсные платежи составляют неотъемлемую часть налоговой системы.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    В связи с этим плата за использование природных ресурсов фактически занимает центральное место в экономических механизмах. По форме платежи могут быть прямыми, косвенными или целевыми.

    Общие сведения:

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) относится к категории прямых федеральных налогов, которые взимаются с недропользователей.

    Обычно НДПИ уплачивается по месту расположения участков недр, что были выделены налогоплательщикам в пользование. Продолжительность налогового периода для уплаты НДПИ составляет 1 календарный месяц.

    Законные основания

    Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена .

    Плательщикам НДПИ считаются пользователи недр, включая отечественные и зарубежные организации. По общим правилам полезные ископаемые являются государственной собственностью.

    В качестве исключения выступают общедоступные горные породы:

    Песок;
    Мел;
    Глина (Некоторые виды).

    Для осуществления добычи полезных ископаемых нужно обязательно получить соответствующее разрешение.

    Дополнительным требованием выступает постановка на учет в налоговых органах ().

    Если добыча ископаемых будет производиться в зоне континентального шельфа, тогда пользователь должен стать на учет там, где находится добывающая организация.

    Аналогичные требования выдвигаются к добыче природных ресурсов за пределами России, при условии, что территория пребывает под ее юрисдикцией или в аренде.

    Налоговая база

    Налоговой базой считается совокупная стоимость добытых полезных ископаемых.

    Определить стоимость можно следующим образом:

    1. На основании имеющихся рыночных цен.
    2. Исходя из рыночных цен без учета субсидий по компенсации разницы между оптовой и расчетной стоимостью.
    3. По расчетной стоимости.

    Определение налоговой базы, исходя из количества добытых природных ресурсов, происходит по таким видам полезных ископаемых:

    • нефть;
    • уголь;
    • драгоценные металлы.

    В 2012 году правительством было принято решение, на основании которого налоговая база на газовый конденсат определяется по количеству.

    Независимо от вида добываемых основных полезных ископаемых определение налоговой базы осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

    Эти требования также распространяются и на попутно извлеченные природные ресурсы. При этом есть два способа определения объема и веса добытых полезных ископаемых.

    Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных средств. Косвенное определение происходит тогда, когда невозможно использовать прямой метод.

    В связи с этим плательщик налога должен определить налоговую базу на основании показателей содержания добытых природных ресурсов по отношению к извлекаемой сырьевой массе.

    Любой используемый способ определения должен быть утвержден в учетной политике недропользователя. Применение методики будет происходить на протяжении всей добывающей деятельности.

    Ее корректировка допускается только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.

    Технические условия обычно редактируются в результате изменения технологического процесса добычи.

    Какие бывают налоговые ставки?

    Распределение налоговых ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. В отдельных случаях наблюдается нулевая ставка ().

    Ставки условно можно разделить на два вида:

    1. Твердые – распространяются на нефть, газ, газовый конденсат и уголь.
    2. Адвалорные – действуют по отношению к остальным видам полезных ископаемых.

    В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Однако их применение, возможно, только после выполнения плательщиками НДПИ требований Налогового кодекса.

    Твердые ставки применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов. Адвалорные (процентные) ставки привязываются к их стоимости.

    Процентные ставки НДПИ в 2019 году (таблицы)

    Как говорилось выше, процентные ставки установлены дифференцированно в зависимости от разновидности полезных ископаемых.

    Нулевая

    Нулевая ставка применяется в порядке, предусмотренном ст.342 НК РФ. Фактически ее можно классифицировать как налоговую льготу.

    Ставкой НДПИ в 0 процентов облагается извлечение:

    1. Природных ресурсов в размере нормативных потерь.
    2. Подземных вод, что содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых.
    3. Природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых.
    4. Полезных ископаемых, что остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения.
    5. Попутного газа.
    6. Минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде.
    7. Подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях.
    8. Сверхвязкой нефти.
    9. Нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
    10. Нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
    11. Нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет.
    12. Нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

    При добыче угля

    При добыче всех видов угля установлена единая ставка в размере 4%.

    Стоит отметить, что на основании допускается уменьшение налога на расходы, которые связаны с обеспечением безопасных условий труда, в частности, путем использования налогового удержания.

    Добыча газа

    Для природного газа установлены следующие ставки:

    • 622 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2013;
    • 700 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2014.

    Твердая ставка в размере 788 руб. за 1 тыс. м³ газа действует с 01.01.2015. Необходимо подчеркнуть, что налогообложение происходит по ставке, умноженной, на коэффициент.

    Для природного газа установлены следующие коэффициенты:

    Коэффициент Дата
    0,493 до 31.12.2012
    0,455 до 30.07.2013
    0,646 до 31.12.2013
    0,673 до 31.12.2014

    Начиная с 01.01.2015 при добыче природного газа, будет действовать коэффициент 0,701. Налоговая ставка с учетом коэффициента должна округляться до полного рубля.

    Другие ископаемые

    Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляет:

    Твердая ставка в размере 679 руб. действует с 01.01.2015 за 1 тонну газового конденсата. Как видно из приведенного примера, то ставка НДПИ зависит от того, когда именно осуществлялись расчеты (до или после 01.01.2012).

    Налогообложение других природных ресурсов происходит по следующим ставкам:

    Ставка Полезное ископаемое
    3,8% Калийные соли
    4% Апатитовые и фосфоритовые руды, торф
    4,8% Кондиционные руды черных металлов
    5,5% Сырье радиоактивных металлов, нефелины, бокситы, природная соль, неметаллическое сырье, термальные воды
    6% Горнорудное неметаллическое сырье, концентраты и полупродукты, которые содержат золото, битуминозные породы
    6,5% Драгоценные металлы, а также полупродукты, которые их содержат, кондиционные продукты пьезооптического сырья
    7,5% Минеральные воды
    8% Многокомпонентные комплексные руды, кондиционные руды цветных металлов, природные алмазы, редкие металлы

    Что касается нефти, то с 01.01.2013 одна тонна сырья облагается налогом в размере 470 руб. К тому же стоит пояснить, что категория неметаллического сырья включает песок и гравий.

    Поэтому по отношению к песку НДПИ составляет 5,5%, о чем детальнее можно посмотреть таблицу:

    Адвалорная ставка

    Адвалорной ставкой считается ставка таможенной пошлины, которая определяется в процентах по отношению к таможенной стоимости товаров.

    Письмо ФНС России от 20 декабря 2016 года N СД-4-3/24388

    ФНС привела данные для расчета НДПИ за ноябрь 2016 года: средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 43,53 долл. США за баррель; среднее значение курса доллара США к рублю РФ - 64,3658; значение коэффициента Кц - 7,0358.

    Применение пониженных налоговых ставок по НДПИ и налогу на прибыль организаций участниками регионального инвестиционного проекта
    02.12.2016

    Письмо Минфина России от 2 декабря 2016 года N 03-06-06-01/71790

    Налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и по налогу на добычу полезных ископаемых при соответствии нормам НК РФ .

    Если доходы налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта от реализации товаров по данному инвестиционному проекту, составляют не менее 90% всех его доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, то он вправе применять пониженные налоговые ставки.

    Пониженный коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), применяется участником регионального инвестиционного проекта, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 25_9 НК РФ , начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены условия, установленные данной статьей НК РФ , а также , 25_9 , 25_12-1 , , 284_3-1 НК РФ .

    НОЯБРЬ 2016 года

    НДПИ: налогообложение полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов, в том числе лигатурного золота и концентратов
    10.11.2016

    Письмо Минфина России от 10 ноября 2016 года N 03-06-05-01/66184

    Письмо ФНС России от 10 октября 2016 года N СД-4-3/19137@

    Одним из видов добытого полезного ископаемого согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ являются полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов, получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, то есть извлечению драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, в том числе лигатурное золото и концентраты.

    Первичная переработка минерального сырья с получением золотосодержащих концентратов входит в комплекс операций по добыче драгоценных металлов. При разработке месторождений драгоценных металлов полезным ископаемым может признаваться продукция (лигатурное золото, концентраты), получаемая в результате первичной переработки минерального сырья, осуществляемой в соответствии с технологической схемой первичной переработки. Но при определении количества добытого полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого завершен комплекс технологических операций по его добыче.

    Полезное ископаемое в виде лигатурного золота или концентратов может быть получено только после полного завершения комплекса технологических операций по добыче, предусмотренных технологической схемой первичной переработки минерального сырья, и в этом случае технический проект разработки месторождения является указанием на обобщающий документ, включающий как технический проект, так и технологическую схему первичной переработки минерального сырья.

    НДПИ: о праве налогоплательщика на применение понижающего коэффициента, характеризующего принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения
    07.11.2016

    Письмо Минфина России от 7 ноября 2016 года N 03-06-06-01/64850

    Налогоплательщик теряет право на применение понижающего коэффициента, характеризующего принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения, на следующий день после утраты системой газоснабжения Республики Крым статуса региональной системы газоснабжения. Изменение статуса системы газоснабжения происходит по результатам ввода в эксплуатацию газопровода, соединяющего его с единой системой газоснабжения.

    ОКТЯБРЬ 2016 года

    Письмо ФНС России от 19 октября 2016 года N СД-4-3/19771@

    ФНС привела данные для расчета НДПИ за сентябрь 2016 года: средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 44,22 долл. США за баррель; среднее значение курса доллара США к рублю РФ - 64,6012; значение коэффициента Кц - 7,2324.

    Как округлять показатель условной ставки вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат (Пн), используемый при расчете НДПИ
    03.10.2016

    Письмо ФНС России от 3 октября 2016 года N СД-4-3/18555@

    Условная ставка вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат (Пн) округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления.

    Порядок округления показателя Пн при расчете суммы НДПИ
    03.10.2016

    Письмо ФНС России от 3 октября 2016 года N СД-4-3/18556

    Порядок определения показателя Пн регламентирован в пункте 16 статьи 342_4 НК РФ . Изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 242-ФЗ , установлено, что условная ставка вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат (П) округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления.

    До вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ показатель Пн при расчете сумм налога не округляется.

    СЕНТЯБРЬ 2016 года

    Заполнение сведений о лицензии в налоговой декларации по НДПИ
    23.09.2016

    Письмо ФНС России от 23 сентября 2016 года N СД-4-3/17866

    При заполнении раздела 5 "Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, за исключением углеводородного сырья (кроме попутного газа) и угля" в подразделе 5.1 "Данные о количестве полезного ископаемого по участкам недр и особенностях его налогообложения" предусмотрено отражение по строке 060 реквизитов лицензии на право пользования недрами - ее серии, номера и вида. Для указания серии лицензии предусмотрено три знакоместа.

    Если налоговая декларация по НДПИ сдается в электронной форме, то при заполнении подраздела 5.1 раздела 5 налоговой декларации серию лицензии из четырех букв можно вписать по строке 060.