Проверка финансово-хозяйственной деятельности тсж контролирующими органами. Основная деятельность тсж На что обратить внимание при проверке тсж

Методика аудита некоммерческих организаций – товариществ собственников жилья должна разрабатываться аудиторской организацией для систематизации подходов к организации проверки. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита и других некоммерческих организаций в сфере ЖКХ. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту в сфере ЖКХ.

Структурно методика включает в себя несколько разделов (рис. 16.1). В разд. I методики представлен подготовительный этап, в разд. II – "Сбор информации и аудиторских доказательств, систематизация материалов проверки" описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики, методические подходы к сбору аудиторских доказательств, разд. III раскрывает подходы к оценке результатов аудита.

Рис. 16.1.

В ходе подготовительного этапа наряду с выполнением обычных для любой проверки работ по составлению плана, программы, письма согласия о проведении проверки, составления и подписания договора выполняются работы, которые отличаются в зависимости от того, какая проверка – первичная или повторная. При первичной проверке следует провести предварительную оценку деятельности, согласовать условия проверки. При повторной проверке необходимо ознакомиться с материалами предыдущей проверки, оценить, как проведены исправления и внедрены рекомендации аудитора. Источниками информации являются сметы текущего и прошедшего периода, расчеты доходов и расходов, регистры аналитического учета, аналитические регистры, отчетность, нормативные акты.

Особый раздел проверки – проверка обоснованности смет доходов и расходов товариществ собственников жилья и их выполнения . При расчете доходов от реализации услуг используют муниципальные тарифы.

Даже при отсутствии у ТСЖ коммерческой деятельности образуется экономия средств примерно в размере 10% годовой совокупной платы жильцов. Для дома в 450 квартир это около 800 000 руб. Аудитору следует дать заключение об оптимальности установления платы для собственников жилья, эффективности использования временно свободных средств. В частности, необходимо установить, приносят ли доход временно свободные средства, где они хранятся, оптимальны ли условия для их хранения и обеспечения доходности.

В ходе проверки смет ТСЖ аудиторы как независимые профессионалы проверяют бухгалтерскую отчетность, осуществляют экспертизу платежей и взносов членов ТСЖ на предмет экономической обоснованности статей расходов, проводят консультации по бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, правовым вопросам.

Особый раздел проверки составляет аудит доходных источников ТСЖ, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ состоят:

  • из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов ТСЖ;
  • субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг;
  • доходов от хозяйственной деятельности;
  • прочих поступлений.

Аудитору следует проверить законность осуществляемой ТОК предпринимательской деятельности. Являясь некоммерческой организацией, ТСЖ вправе вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. При этом законодательством РФ установлены ограничения на предпринимательскую деятельность отдельных видов НКО. В частности, перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, закрыт и включает в себя:

  • обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • сдачу в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме.

Аудитор проверяет и точность налогообложения прибыли, так как ТСЖ является плательщиком налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. С этой целью целесообразно квалифицировать перечисленные выше виды доходов для целей налогообложения прибыли. Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрен ряд доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, таких как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Аудитору следует проверить точность отнесения к целевым поступления на содержание товарищества и ведение ею уставной деятельности доходов ТСЖ. В частности, к не учитываемой при налогообложении прибыли могут быть отнесены вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Особое внимание необходимо обратить на то, что взносы должны быть осуществлены в соответствии с законодательством РФ. Аудитор устанавливает, все ли взносы, уплачиваемые членами ТСЖ (собственниками помещений в многоквартирном доме), являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению. С этой целью целесообразно проверить правильность оформления вступительных и иных взносов членов ТСЖ, обязательных платежей. Несмотря на то что деятельность по управлению домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества является уставной для ТСЖ, обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение уставной деятельности, так как перечень целевых поступлений закрытый и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ.

Аудитору следует проверить обоснованность внесения членами ТСЖ обязательных платежей и взносов, установленных органами управления ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, которые могут быть классифицированы как обязательные платежи, взносы, но не как вступительные или членские взносы. Требуется установить порядок формирования и размер таких платежей и взносов членов ТСЖ, определяется ли он органами управления ТСЖ в соответствии с его уставом (п. 8 ст. 156 ЖК РФ). При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ). Плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг.

Из законодательного определения ТСЖ следует, что ТСЖ создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, поэтому ТСЖ оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по его управлению и эксплуатации. Если в многоквартирном доме есть собственники помещений, которые не пожелают вступить в ТСЖ, то с ними закон обязывает товарищество заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме (н. 2 ст. 138 ЖК РФ). В соответствии с этими договорами собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Такие поступления можно однозначно квалифицировать как выручку от оказания услуг ТСЖ. Более того, указанные платежи для организаций – собственников помещений в доме будут являться расходами по оплате эксплуатационных, коммунальных услуг, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. При этом их нельзя учесть на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ как целевые членские взносы в НКО.

Аудитор должен осуществить проверку элементов обязательных платежей членов ТСЖ с точки зрения налогообложения доходов ТСЖ по входящим в него элементам (плата за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги). При этом аудитору следует иметь в виду, что услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются теми видами хозяйственной деятельности, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ разрешено вести ТСЖ. Поэтому признание дохода ТСЖ в виде платы за содержание и ремонт в качестве налогооблагаемой выручки от реализации представляется правомерным и справедливым. Но при этом ТСЖ вправе учитывать в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества, что и следует проверить аудитору.

При проверке платы за коммунальные услуги следует иметь в виду, что ТСЖ, созданное для обеспечения эксплуатации дома, само не предоставляет коммунальные услуги, а заключает с коммунальными организациями договоры в интересах собственников помещений и является лишь посредником в передаче денег организациям ЖКХ, которые оказывают коммунальные услуги жильцам. Товарищество оплачивает эти услуги из средств, поступающих на расчетный счет в виде коммунальных платежей, действуя на условиях представительства. Аудитору следует выяснить, отражено ли в уставных документах, что ТСЖ занимается именно сбором и направлением денежных средств на обслуживание дома, а не оказанием коммунальных услуг. Так как ТСЖ не оказывает услуг, то не возникает доход, подлежащий налогообложению. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Выступая лишь транзитной организацией, ТСЖ не получает экономической выгоды.

Следует проверить объемы денежных средств, взимаемых с жильцов на основании счетов, выставленных организациями, непосредственно оказывающими коммунальные услуги. При это надо иметь в виду, что если взимание средств осуществляется в размере фактически потребленных жильцами указанных услуг, то эти суммы не учитываются в составе доходов ТСЖ для целей налогообложения прибыли. Однако в случае превышения взимаемых с жильцов средств над суммами фактически использованных ими коммунальных услуг, равно как при использовании указанных средств на иные цели, названные средства рассматриваются в качестве дохода ТСЖ.

Функциями ТСЖ являются планирование, организация и проведение капитального ремонта многоквартирного дома, в связи с этим при проведении проверки отчетности следует проаудировать точность формирования резерва на проведение ремонта многоквартирного дома, установить порядок планирования и расходования средств. Аудитор должен установить, составляется ли смета на капитальный ремонт, как регулируется порядок образования резервного фонда на ремонт, имеется ли решение общего собрания членов ТСЖ, к компетенции которого отнесены данные вопросы в соответствии с жилищным кодексом (пп. 5 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Расходы на формирование резерва под предстоящий ремонт дома не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как затраты на ремонт дома могут быть учтены только после фактического их осуществления на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Особый раздел проверки составляет аудит доходов от сдачи общего имущества в аренду, внаем и их использование. Товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме (пп. 1 п. 2 ст. 137 ЖК РФ). Следует иметь в виду, что эти доходы относятся к внереализационным (п. 4 ст. 250 НК РФ) и подлежат налогообложению.

Следующим разделом проверки должны стать вопросы проверки налогов. Особый статус ТСЖ обусловливает специфику обложения НДС. Возникновение объекта обложения этим налогом зависит от квалификации деятельности ТСЖ в качестве оказания услуг. Управление домом, содержание, ремонт общего имущества квалифицируются как оказание услуг, что вызывает обязанность исчисления и уплаты НДС.

При проверке НДФЛ следует иметь в виду, что товарищества, от которых налогоплательщики получили доходы, являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать и уплатить суммы НДФЛ.

Если товарищество нанимает физические лица по трудовым и гражданско-правовым договорам, то следует проверить правильность обложения налогом данных выплат. В частности, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые за счет членских взносов, платежей жильцов, подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Аудиту следует установить наличие зарегистрированных на ТСЖ транспортных средств, проверить точность обложения их транспортным налогом.

Товарищество собственников жилья не является собственником жилого фонда многоквартирного дома, так как квартиры принадлежат их собственникам, поэтому правовые основания начисления ТСЖ налога на имущество отсутствуют.

Кроме того, ТСЖ вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если уровень доходов не превысит установленный уровень.

Аудитор должен выделить среди доходных статей бюджета ТСЖ облагаемые и не облагаемые налогом на прибыль поступления. Следует иметь в виду, что налогоплательщик – некоммерческая организация вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывать доходы, относимые п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям, если данные поступления получены безвозмездно, носят целевой характер, используются ТСЖ по целевому назначению. Причем целевые поступления должны быть использованы либо на содержание данной ТСЖ, либо на ведение его уставной деятельности.

Важным условием освобождения целевых поступлений от налогообложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, что следует проверить в ходе аудита. Если при проверке аудитор обнаружил нарушение хотя бы одного из названных выше условий, то доход, полученный налогоплательщиком, не относится к целевым поступлениям и должен быть включен в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

На заключительном этапе устанавливается наличие аудиторских доказательств по всем этапам аудита, формируется мнение аудиторской организации о достоверности отчетности, осуществляется подготовка аудиторского заключения для клиента, письма о результатах проведения проверки.

При наличии ошибок в пределах уровня существенности аудиторская фирма принимает решение о выдаче модифицированного условно-положительного аудиторского заключения. В случае если уровень выявленных ошибок превышает объявленный в плане уровень существенности, то аудитору рекомендуется составлять отрицательное аудиторское заключение с приведением в нем фактов, которые привели к такому выводу (нарушение законодательства, невыполнение правлением возложенных на него задач по управлению и содержанию многоквартирного дома и др.). Оформление отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности товарищества может быть при неполном представлении документов и бухгалтерских данных по аудируемому периоду.

Аудитору необходимо представить доказательства, что товариществу не грозит банкротство или другие серьезные обстоятельства, которые являются несовместимыми с продолжением его деятельности. Проверку следует проводить в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица".

Специфика каждого мероприятия методики закреплена в стандарте "Цели и основные принципы, связанные с аудитом отчетности товарищества собственников жилья".

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской фирмой понимания ТСЖ. В ходе планирования целесообразно не только составить типовой план и программу проверки, но и определить специфические проблемы, которые следует разрешить в ходе проверки, такие как: соблюдение законодательства по социальным гарантиям жителям, особенно по категории социально незащищенных (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам); учет, налогообложение целевых средств; использование экономических возможностей товарищества по формированию дополнительных источников для финансирования уставной деятельности товарищества за счет доходов от сдачи имущества, земли, стен, крыши в аренду; точность налоговых расчетов; защита имущественных и налоговых льгот, предоставляемых законодательством РФ.

Выборные органы управления ТСЖ несут ответственность за точность и обоснованность информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, налоговых расчетах. Помимо требования о необходимости исполнения законодательства по учету, налогам, правление товарищества обязано выполнять уставные требования по защите имущественных интересов собственников жилья, представлять собранию собственников подробный отчет о своей деятельности, подтвержденный аудитором.

Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство ТСЖ от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций, предусмотренных уставом товарищества, что регламентируется стандартом аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и экономических субъектов".

Положения Закона № 307-ФЗ об ответственности аудиторской организации за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности товарищества в соответствии с уровнем существенности целесообразно дополнить требованием о необходимости выражения объективного мнения о выполнении требований устава товарищества по защите законных имущественных интересов собственников жилья.

Я являюсь членом тсж в нашем МКД. Написала заявление в ТСЖ о предоставлении копий документов (план работ по ремонту общего имущества МКД на 2011 и 2012г., сметы затрат на выполненные ремонтные работыв 2011 и 2012гг, акты о приемке выполненных работ за 2011 и 2012гг), согласно ст145 ЖК РФ. Председатель ТСЖ заявление зарегистрировала, но сказала, что они не обязаны каждому выдавать копии документов, если вам надо приходите и смотрите (они все предоставят). при этом назначила день 10 ноября в 14.00 час. Правомерны ли ее действия. Как проверить финансовую и хозяйственную деятельность тсж?

Ответы юристов (1)

Для проверки финансовой деятельности ТСЖ ст. 150 ЖК РФ предусмотрено создание ревизионной комиссии из числа членов ТСЖ. Данная комиссия:
- проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
— представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов товарищества на соответствующий год и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
- отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.
Таким образом, право членов ТСЖ на контроль финансовой деятельности товарищества, на наш взгляд, реализуется путем участия в выборе состава комиссии либо непосредственно в работе указанного органа (в качестве члена комиссии). Следовательно, финансовые документы товарищества могут не предоставляться каждому его члену, но представителям членов ТСЖ в лице ревизионной комиссии они должны предъявляться ежегодно.

К сведению. Внутренним документом ТСЖ, например Положением о ревизионной комиссии, может быть предусмотрена проверка финансово-хозяйственной деятельности товарищества при досрочном переизбрании правления и председателя правления ТСЖ.

Что касается иных документов по вопросам текущей деятельности товарищества (протоколы общих собраний членов ТСЖ, протоколы заседаний правления, устав ТСЖ с изменениями), они, на наш взгляд, должны быть доступны каждому члену ТСЖ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

В апреле текущего года в нашем многоквартирном доме было создано ТСЖ. Появились неплательщики, которые пытаются оспорить как сам факт создания ТСЖ, так и начисленные платежи, а также инициируют многочисленные проверки. Так один из неплательщиков, сначала бездоказательно обвинил председателя ТСЖ в махинациях с деньгами, написав заявление в ОБЭП. После проверки ОБЭПом ТСЖ и не выявив ничего противозаконного в деятельности ТСЖ, ОБЭП написал заявителю отказ. Спустя какое-то время председателю опять позвонили с ОБЭПа и сказали, что этим же неплательщиком инициировано проведение аудита ТСЖ. В связи с этим, подскажите пожалуйста, правомерно ли проведение данных проверок, т.к. данный неплательщик не является членом ТСЖ и не заплатил еще ни по одной коммунальной услуге ни копейки, и собственно как часто имеет право ОБЭП проводить данные проверки. Хоть у нас в ТСЖ все и чисто, но эти проверки отнимают много времени и нервов, так что на председателя жалко смотреть. И еще, если не сложно, подскажите, имеет ли право ОБЭП при проверках изымать оригиналы документов.

Ответы юристов (2)

проведение данных проверок более чем правомерно: полиция в силу закона обязана реагировать на заявления граждан. Ничего страшного в таких проверках нет.

А вот с кляузником разобраться можно через суд. За клевету или ложный донос его привлечь не удастся, ибо заведомая ложность информации, содержащейся в кляузах, практически не доказуема. Он скажет: а вот я думал, что… и всё. Но в гражданско-правовом порядке вопрос решаем: распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, влечёт за собой и денежную компенсацию причинённого морального вреда, и другие неприятные последствия для кляузника.

Подберите грамотного адвоката и обращайтесь в суд с иском о защите чести и достоинства. Но это не уголовное дело, а гражданское.

изъять документы могут в ходе обыска или выемки. Основания: поручение следователя, либо по оперативной информации. В вашем случае рекомендую посоветовать ТСЖ провести независимую аудиторскую проверку в которой подчеркнуть «недостачу» Если ТСЖ кристальное, то бояться нечего, а если нет то.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Проверка бухгалтерской отчетности ТСЖ

По бухгалтерскому отчету управляющей компании полученные доходы за 2014 год составляют 2,4 млн. руб. По моим расчетам доходы должны быть не менее 5 млн., только по счетам всех жильцов за коммунальные услуги, не считая дополнительных платных услуг. Даже если часть жильцов не платят коммуналку, все равно 2,4 слишком мало.

Можно ли как-то инициировать проверку бухгалтерской отчетности компании. Хотя бы проверить поступления на банковский счет за 2014 год. Что для этого нужно сделать, куда обращаться?

Ответы юристов (3)

Вам нет необходимости инициировать проверку, т.к. жилищным кодексом предусмотрено, что общим собранием членов ТСЖ избирается ревизионная комиссия не более, чем на два года. Не реже одного раза в год РК должна проводить ревизию финансовой деятельности ТСЖ. Каждый собственник имеет право на ознакомление с заключением ревизионной комиссии. Заключение должно утверждается на общем собрании собственников. Напишите заявление в правление ТСЖ с просьбой ознакомиться с заключением.

Уточнение клиента

То есть ТСЖ само себя проверяет? У нас Управляющая компания, а не ТСЖ (не знаю, имеет ли это значение). Что делать, если такой комиссии нет и заключение мне не предоставят?

Есть вопрос к юристу?

Обращайтесь к администрации ТСЖ.

В соответствии со ст.143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества
собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники
помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими
документами:

1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов товарищества;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и
расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет,
аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов
товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на
голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме
решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам,
поставленным на голосование, при проведении общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного
голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего
собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

Для осуществления прав члена тсж и обеспечения возможности постоянного контроля за его деятельностью необходимы следующие шаги получить устав тсж и установить порядок ознакомления с документами тсж, а также наличие у членов товарищества возможности принять решение о проведении аудиторской проверки. в случае, если такие положения в уставе тсж отсутствуют – инициировать проведение
общего собрания тсж, в повестку дня которого будет включен вопрос об изменении устава (в устав будут включены приведенные выше положения). на общем собрании принять решение о внесении изменений в устав и зарегистрировать такие изменения в установленном порядке. ознакомиться с финансовыми документами тсж, и в случае необходимости инициировать собрание членов тсж в целях рассмотрения вопроса о привлечении аудитора, либо провести за свой счет инициативный аудит на основании новых положений устава. по результатам аудита сделать выводы о фактической достоверности отчетности, после чего возможно направление мотивированного заявления в государственные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц, а также предъявление иска о возмещении убытков.

Кроме того, Вы вправе подать соответствующие заявления в органы прокуратуры
, органы государственной жилищной инспекции, органы налоговой службы, органы защиты прав потребителей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 на
сайте публикуются сведения о финансово-хозяйственной деятельности УК в
том числе: - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
управляющей организации, ТСЖ, ЖК (годовую бухгалтерскую отчетность, в
том числе бухгалтерский баланс и приложения к нему). Сведения
размещаются в виде копий, заверенных подписью руководителя управляющей
организации и печатью этой организации, а при размещении в сети Интернет
- в виде электронной копии документов с обязательным отображением
подписей и печатей;

Уточнение клиента

В этом и вопрос.

Я посмотрел бухгалтерскую отчетность и у меня возникли сомнения сумме указанных доходов, я считаю, что они занижены. Никакой ревизионной комиссии нет, по крайней мере сведения отсутствуют. Я хочу понять, каким образом можно проверить бухгалтерскую отчетность, хотя бы сумму поступлений на счета УК за 2014 год.

Нет, не ТСЖ само себя проверяет. ТСЖ проверяет избранная общим собранием собственников ревизионная комиссия. Но если у вас управляющая компания - там ревизионный орган может быть другим. нужно смотреть устав. В любом случае ревизионные проверки должны быть. В остальном полностью поддерживаю коллегу - управляющие компании в подавляющих случаях публикуют свою отчетность в интернете, если у вас возникают сомнения в ее достоверности - вы можете обратиться в специализированную организацию для получения заключения о данной отчетности и с полученным заключением уже решать, что делать дальше -

Кроме того, Вы вправе подать соответствующие заявления в органы прокуратуры, органы государственной жилищной инспекции, органы налоговой службы, органы защиты прав потребителей.
Есаян Армине

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Основная деятельность ТСЖ

Товарищество собственников жилья относится к организациям некоммерческим.

Согласно положениям гражданского законодательства, это означает, что главной целью ее создания является не получение и распределение денежной прибыли, а удовлетворение нематериальных потребностей ее участников.

Применительно к ТСЖ можно говорить о такой цели, как организация содержания и обслуживания общей собственности - многоквартирного дома.

Права и обязанности организации

Любое юридическое лицо, и ТСЖ не исключение, имеет права и несет обязанности. Они возникают у организации с момента ее регистрации в налоговом органе и продолжаются до внесения В ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

Источниками сведения о правах и обязанностях ТСЖ будут:

  • законы, прежде всего, Жилищный кодекс;
  • устав ТСЖ;
  • договоры с подрядчиками и поставщиками услуг;
  • договоры с собственниками помещений, не членами ТСЖ.

Основные нормы, перечисляющие права и обязанности ТСЖ является Жилищный кодекс.

К правам, согласно статье 137 ЖК РФ относятся:

  • заключать договоры на управление домом, содержание и ремонт общего имущества;
  • составлять сметы доходов и расходов;
  • устанавливать размер коммунальных платежей и членских взносов;
  • выполнять работы и услуги для жильцов;
  • распоряжаться общим имуществом;
  • заключать различные сделки, отвечающие целям создания ТСЖ, передавать по ним денежные средства;
  • требовать от собственников выполнения их обязанностей по уплате платежей и взносов, в том числе и в судебном порядке.

Обязанности ТСЖ перечислены в статье 138 ЖК РФ. Главной из них является обеспечение выполнения требований законов и иных федеральных нормативных актов, устава товарищества.

Среди других обязанностей названы:

  • управление домом;
  • выполнение обязательств по заключенным договорам;
  • поддерживать состояние общего имущества дома в надлежащем состоянии (техническом, санитаром и т. д.);
  • обеспечивать выполнение своих обязанностей собственниками квартир и нежилых помещений;
  • соблюдать права и интересы всех собственников при распоряжении общим имуществом;
  • вести реестр участников ТСЖ;
  • регистрировать все изменения в уставе в установленном порядке.

Деятельность ТСЖ

Главной целью создания ТСЖ закон называет управление многоквартирным домом.

Это достаточно широкое понятие, включающее в себя различные виды деятельности, начиная от ведения требуемых документов, до осуществления коммерческой деятельности.

Однако, можно выделить несколько главных направлений.

Статья 135 ЖК РФ в качестве основной сферы деятельности ТСЖ называет управление общим имуществом в многоквартирном доме.

Если же рассмотреть это понятие детально, то можно выделить такие функции управления, как содержание и ремонт. А также предоставление жильцам различных коммунальных услуг.

Если составить список основных задач ТСЖ, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Обеспечение бесперебойной поставки воды и водоотведения, газа (если дом газифицирован), отопления (в холодный сезон).
  2. Поддержание всех коммуникаций в пригодном для использования состоянии.
  3. Планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию дома и прилегающей территории.
  4. Заключение договоров на техническое обслуживание и выполнение различных работ с подрядными организациями.
  5. Организация и проведение ремонта (текущего и капитального).
  6. Поддержание общих помещений дома в надлежащем состоянии (освещение, отопление, уборка, своевременный ремонт).
  7. Ведение технической документации.
  8. Рассмотрение обращений жильцов и устранение указанных в них недостатков.
  9. Расчет платежей и многое другое.

Каковы полномочия правления ТСЖ по Жилищному Кодексу? Смотрите тут.

Хозяйственная

К разрешенной хозяйственной деятельности, предусмотренной статьей 137 и статьей 152 ЖК РФ, можно отнести такие, как:

эксплуатация, обслуживание и ремонт общего недвижимого имущества;

  • строительство новых объектов, относимых к общему имуществу;
  • заключать различные сделки, в том числе и по отчуждению имущества;
  • получать и передавать поставщикам услуг и исполнителям работ денежные средства;
  • сдавать в аренду нежилые помещения.

Несмотря на то, что ТСЖ имеет некоммерческую цель, оно может получать от своей хозяйственной деятельности прибыль. Но вот использовать ее можно только для достижения основной цели - управления домом.

То есть передать полученные средства участникам товарищества закон не разрешает. А вот направить их на ремонт или благоустройство - вполне.

Приносящая доход деятельность облагается налогом.

Поэтому, если ТСЖ получает какие-либо денежные средства от использования общего имущества, это должно непременно отражаться в документах. Как, впрочем, и все остальные действия, относящиеся к денежным средствам или имуществу ТСЖ.

Управление домом

Управленческие функции ТСЖ заключается в решении большого числа организационных вопросов. Решаются они через органы управления. Главным из них является общее собрание.

Право действовать от имени ТСЖ имеет его председатель. Он же подписывает все документы, включая финансовые.

Коллективным органом управления является правление. Контролирует расходование средств ревизионная комиссия.

Регламентирующие документы

Главным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ является Жилищный кодекс. Он устанавливает основные правила, следовать которым обязаны все и повсеместно.

Более конкретно хозяйственная и иная деятельность изложены в уставе - главном документе юридического лица.

В нем прописаны:

Здесь можно скачать образец устава ТСЖ.

ТСЖ осуществляет управление домом. Но это не значит, что их работа никем не проверяется и не контролируется. Более того, деятельность ТСЖ более прозрачна, чем у многих управляющих компаний.

В случае недовольства работой правления и председателя, а также допущенных ими нарушениях прав жильцов, у последних есть рычаги воздействия. Рассмотрим, как проверить деятельность ТСЖ.

Можно ли выйти из ТСЖ одному собственнику? Читайте здесь.

Как проводится проверка ревизионной комиссии ТСЖ? Подробности в этой статье.

Кто контролирует?

Контроль за работой товариществ собственника жилья осуществляется как со стороны самих владельцев квартир, так и со стороны государства:

  • правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию;
  • любой из собственников, даже не являющийся членом товарищества, вправе обратиться с претензий или жалобой на действия или, напротив, бездействие, нарушившие его права.

Заявление составляться письменно и адресуется председателю. Он обязан в установленный срок его рассмотреть и так же письменно дать ответ о принятых мерах или же обосновать свой отказ от их применения.

Такое решение можно затем обжаловать в суд.

Если же ответа не было дано, или не были устранены нарушения, описанные в заявлении, то со своей жалобой жильцы могут обратиться к государству.

В зависимости от сути допущенных нарушений, органом, куда следует обратиться будут:

  • прокуратура;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор.

Помимо жильцов, членов ТСЖ, право проверять деятельность ТСЖ на предмет соответствия различным нормативным документам, имеют государственные службы: налоговая, миграционная, пожарная и т. д.

Их визит может быть плановым или же следствием жалоб и обращений граждан.

На видео о контроле за деятельностью товарищества

Вправе ли ОБЭП проводить проверку деятельности ТСЖ по жалобе собственника?

Один из собственников написал жалобу в ОБЭП на меня как на Председателя Правления ТСЖ с требованием выявить хищения с моей стороны средств собственников, которые собираются по статье капитальный ремонт и сдача в аренду общедомового имущества (оператору сотовой связи).В чьи полномочиях по ЖК осуществление такого рода проверок?

Ответы юристов (4)

ДОБРЫЙ ДЕНЬ - тут скорее не ЖК РФ а УК РФ- если обвиняют в хищении проверять заявление вправе органы МВД.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Сергей. Имеют право проверять органы внутренних дел (ОБЭП) если речь идёт о возможном хищении денежных средств. По результатам проверки будет принято решение о возбуждении уголовного дела иди об отказе в возбуждении уголовного дела.

В чьи полномочиях по ЖК осуществление такого рода проверок?

Собственник, подавший жалобу, считает, что Вы совершаете хищение чужого имущества, то есть усматривает в Ваших действиях состав преступления.

ОБЭП - отдел по борьбе с экономическими преступлениями, при управлении МВД РФ, соответственно проверку они проводить вправе, но именно на проверку состава преступления (хищения).

Просто дайте объяснение и предоставьте все необходимые бухгалтерские документы.

Шелковая Наталья Николаевна

Поскольку поступило заявление о предполагаемом совершении преступления, то оно обязательно подлежит проверке. Это прямо вытекает из норм процессуального законодательства и, в частности, ст. 140 - 141, 144 УПК РФ

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении; 1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения . При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В свою очередь в развитие данных процессуальных норм, принят и действует

приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

4. Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение N 1 к настоящей Инструкции) и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
8. Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.
40. Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя. При этом в графу 6 КУСП заносится соответствующая информация.
44. Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
47. В случае установления при проверке заявления (сообщения) об административном правонарушении, о происшествии обстоятельств, указывающих на признаки преступления, исполнитель обязан незамедлительно подготовить рапорт об обнаружении признаков преступления для доклада руководителю территориального органа и регистрации в КУСП.

А также следует учесть, что сотрудники ОБЭП, как субъекты ОРД, вправе самостоятельно осуществлять проверку информации с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, согласно требованиям ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

Это интересно:

  • завяление об оспаривании отказа нотариуса В Басманный районный суд г. Москвы Заявитель: ФИО 1 Проживающий по адресу: г. Москва, ул. ____________ Адрес для корреспонденции: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11, стр. 3, ЮФ […]
  • Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от […]
  • Навигация 2013 Irinka сказал(-а): 04.05.2013 18:02 2009 год был вполне нормальным для начала навигации. 2010 год сгубила засуха и пожары. 2011 год хоть вода и шла на подъем, но не так критично. Правда так же быстро и ушла, рано […]
  • Разъясняем законодательство Введена госпошлина за выдачу лицензии на оружие Принят Федеральный закон от 01.07.2017 N 145-ФЗ"О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому […]

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ является обязательным условием существования товарищества жильцов. После получения свидетельств на право собственности на квартиру наступает период решения бюрократических вопросов. Главным из них является формирование и официальное признание нового товарищества собственников. Как любое юридическое лицо, вновь созданный коллектив подлежит аудиту ТСЖ по установленным правилам.

Создание юридического лица начинается с определения способа управления новостройкой. Грамотный выбор управляющей компании необходим для контроля за внешним видом домовладения, своевременной замены и ремонта внутридомового оборудования, уборки прилегающей территории и многих других функций. Жильцы, выбирая управление, должны вовремя оплачивать предоставляемые услуги и соблюдать условия соглашения.

Большинство владельцев квартир не принимают участие в формировании юридической базы коллектива, не приходят на общие собрания и возлагают важную миссию на граждан с более активной позицией. Жилищное законодательство позволяет выбрать управляющую компанию удобным для собственников способом и затем пользоваться установленными правилами.

Первой организационной формой является выбор существующей управляющей компании, обслуживающей другие дома. Новоселы имеют право и возможность ознакомиться с деятельностью компании, прислушаться к отзывам уже пользующихся услугами граждан. Чаще всего жильцы приходят к выводу, что предоставляемые услуги не отвечают требованиям по качеству, материальное вознаграждение не оправданно завышено и может быть гораздо меньшей суммой.

Второй и наиболее востребованной организационной формой является товарищество собственников жилья. Граждане самостоятельно решают финансовые вопросы и проблемы, возникающие в период существования дома. Жильцы создают и входят в состав правления, участвуют в формировании тарифов на оплату услуг. Собственники напрямую заинтересованы в сохранении здания и коммуникаций, проведении капитальных ремонтов и экономии собираемых средств.

Грамотная организация позволяет осуществлять наиболее эффективную схему управления, экономить средства граждан и содержать жилище в надлежащем виде. В новостройках большинство жителей являются активными людьми, среднего и молодого возраста.

Такой контингент вполне может разобраться в тонкостях ЖКУ, создать и контролировать выбранное из числа владельцев правление. Перед созданием ТСЖ необходимо ознакомиться с особенностями данной схемы управления.

ТСЖ является многофункциональной организацией, которой законом разрешено участвовать в нескольких видах юридической деятельности. Организация по сути является некоммерческой структурой. Поэтому существует запрет на использование собранных средств на проведение коммерческой деятельности. Оплата услуг обеспечивающих организаций должна идти непосредственно согласно заключенным договорам.

Имея значительные средства на расчетных счетах, у правления ТСЖ может возникнуть желание направить деньги на финансовую деятельность, даже в открытых целях, без преступных намерений. Это невозможно, ведь основой деятельности является содержание дома, не более того. Являясь юридическим лицом, товарищество оплачивает налоги, предоставляет рабочие места на постоянной и временной основе, должно подвергаться проверке финансово хозяйственной деятельности ТСЖ.

Нарушения, выявленные при аудите надзорными органами, приведут к административному наказанию самого юридического лица и конкретно виновных лиц. Перед созданием собственного управления необходимо взвесить все существующие правила и установки по ведению отчетности и грамотной деятельности.

Финансовая составляющая деятельности ТСЖ

Сбор и контроль за средствами жильцов составляет основу финансовой составляющей ТСЖ. Правление должно оплачивать предоставляемые услуги, ежемесячно переводя со своих счетов средства по договору, собранные жильцами. Законным является возможность сдавать в аренду подсобные помещения третьим лицам с разрешения собрания членов. Вырученные средства идут на расчетный счет организации и используется на возникающие нужды и потребности.

Хозяйственная форма работы

Основным направлением работы созданного товарищества является осуществление хозяйственных работ. Обслуживание дома, прилегающей территории и поддержание порядка являются главной задачей управления. Ежедневно требуется уборка, мелкий ремонт и замена вышедшего из строя оборудования, вывоз мусора и реагирование на заявки жителей. Жильцы обращаются к управляющему по поводу замены сантехники, отопления, установки счетчиков и других рабочих моментов, которые должны решаться оперативно.

Каждое хозяйственное направление имеет утвержденный код в государственном классификаторе. Затраты на конкретные работы указываются в бухгалтерской отчетности по кодам, и проверяются при аудите ТСЖ контролирующими органами.

Наиболее часто встречающиеся коды выполненных работ:

  • 70.32.1 означает управление эксплуатацией жилой части дома. Сюда относятся все работы и услуги, направленные на поддержание домовладения в необходимом состоянии;
  • 70.32.2 управление нежилыми помещениями, в том числе арендные отношения или необходимый ремонт, например, в подвальных помещениях. Содержание нежилых помещений включает в себя чердаки, повалы, подсобные площади, находящиеся на балансе товарищества;
  • 45.25 строительные работы, которые производятся на территории и внутри здания. На протяжении существования ТСЖ не однажды придется достраивать и перестраивать общественные помещения;
  • 74.70.1 уборка территории, в том числе ежедневные работы по внутреннему поддержанию чистоты;
  • 90.00.03 уборка прилегающей территории, мусорной площадки, детского городка, стоянки автомобилей. Уборка снега, подметание, кошение травы и чистка урн.

Могут использоваться другие, дополнительные коды, если возникнет необходимость по ходу осуществления деятельности ТСЖ.

Деятельность организации жителей обязательно контролируется несколькими государственными органами. После создания и постановки на учет юридического лица обязательными становятся проверки налоговой инспекцией. Налоговые сотрудники проверяют финансовую отчетность, в том числе обязательные отчисления за нанятых работников.

Важную роль выполняет жилищная инспекция, проверяющая хозяйственную деятельность товарищества. Контролю подвергаются все выполняемые работы и покупаемые услуги. Работы должны выполняться по существующим нормативам и регламенту. Эта надзорная организация имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Недобросовестность и халатность в осуществлении хозяйственной деятельности приведет к административному штрафу юридического лица и непосредственно ответственного руководителя работ.

Прокуратура инспектирует товарищество, реагируя на жалобы граждан. Проверка инициируется по поступившему заявлению, если его примут в работу. Заявление должно содержать доказательства правонарушений в ТСЖ, требующих вмешательства надзорного органа.

Аудит деятельности ТСЖ

Проверка деятельности может быть проведена самими жильцами (выбранными представителями) или жилищной комиссией. Проверка соответствия финансовых затрат и подтверждающих документов проводится планово или при возникновении подозрений на злоупотребления правления.

Если у члена товарищества возникло желание проверить, имеет ли ТСЖ право заниматься данным видом деятельности и какие подтверждения есть в отчетных документах. Можно воспользоваться интернет ресурсом, содержащим сведения по государственному классификатору ОКВЭД. Данные по допустимым видам деятельности покажут, на что тратятся средства жильцов. Для аудита ТСЖ по интернету необходимо зайти на сайт классификатора, ввести требуемые данные и узнать какие виды деятельности допустимы в конкретном случае.

Основания для уголовного преследования

Ситуации, при которых открывается уголовное дело, связаны чаще всего с нарушением прав членов товарищества. Это могут быть финансовые, налоговые или жилищные нарушения против интересов одного или группы жильцов. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ может выявить налоговые нарушения в значительных размерах, что также подпадает под уголовное преследование.

Воровство общественных денег может осуществляться систематически или единовременно. Недобросовестные члены правления во главе с председателем всячески препятствуют проведению проверок. Собственники квартир могут выбрать независимую аудиторскую компанию, имеющую положительную репутацию. Осуществить проверку необходимо с соблюдением установленных правил, чтобы действия невозможно было опротестовать.

Если факт использования средств не по назначению будет подтвержден, то члены товарищества имеют право обратиться в прокуратуру с заявлением. Допустимо проведение процедуры медиации, результатом которой станет возврат средств, заплаченных за услуги ЖКХ.

Создание ТСЖ является сложным мероприятием, требующим правовых знаний и практического опыта.

Для открытия, реорганизации или закрытия товарищества необходимо воспользоваться услугами профильных юристов. Это позволит значительно сократить время прохождения бюрократических установок и получения юридического статуса.

Это важный служебный пост, который требует правовых знаний и умения работать с коллективом. С управляющим заключается гражданско-правовой договор, он является наемным работником. Трудовой обязанностью управляющего является административные функции, организация необходимых работ и руководство обслуживающим персоналом.

Заключается трудовой договор, в котором перечисляются обязанности работника. От административных качеств управляющего во многом зависит благополучие собственников жилья и качество проживания в доме. Составить грамотный договор необходимо, прописав права и обязанности сторон, указав оплату труда и условия расторжения договора. Договор может быть срочным и заключаться на определенный период, и бессрочным соглашением сторон.

Обязательная документальная база

Плановая и внеплановая проверка имеющейся отчетности проводится по установленным правилам. Являясь юридическим лицом, ТСЖ должно вести нормативные документы и подавать обязательную отчетность.

Комплект документов включает в себя:

  • устав товарищества;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • выписка из налогового учета;
  • свидетельство на земельную недвижимость;
  • учет в социальном, пенсионном и статистическом органе;
  • результаты собрания членов товарищества.

Информация учитывается в особом журнале, обязательно наличие печати организации, разработанных бланков для выдачи справок.

Документы для локального пользования товарищества:

  • список членов и договор с каждым из них;
  • штатное расписание наемных работников;
  • лицевые счета собственников квартир;
  • бухгалтерская отчетность.

Каждый член товарищества имеет право провести аудит ТСЖ, затребовать для ознакомления устав, свидетельство о государственной регистрации и информацию о финансовых делах многоквартирного дома. Управляющий обязан проводить объяснительные беседы с каждым членом товарищества, предоставлять отчетность и отчитываться в доходах и расходах. С такими же вопросами владелец жилплощади может обратиться к председателю.

Если устное обращение не приводит к желательному результату, то необходимо подать письменный запрос и зафиксировать заявление в книге входящей корреспонденции.

Кроме необходимых проверок финансово хозяйственной деятельности, члены товарищества могут обратиться к управляющему или председателю за необходимыми справками. Основными запросами являются справка о составе семьи или о прописанных на площади жильцах. Справки выдаются всем жильцам, необязательно членам товарищества. Если необходимо внести изменения в паспортные данные, также можно обратиться в правление ТСЖ.

Потребуется несколько дней, чтобы решить вопрос с регистрацией, внесением изменений в паспорт. Обычно процедура занимает три дня, выполняется управляющим или ответственным сотрудником правления. Кроме справок, правление выдает квитанции на оплату жилплощади, членских взносов, парковочных мест, охраны территории. Квитанции выдаются в виде, утвержденном на собрании членов, бланки должны быть зафиксированы в документах товарищества.

Документооборот товарищества строго установлен в нормативных документах и законодательстве. При возникновении сомнений в правильной деятельности правления ТСЖ, гражданин может инициировать проверку всеми допустимыми способами. При наличии доказательной базы возможно обращение в судебные инстанции для защиты своих интересов.

Проверки управляющих компаний и ТСЖ

КРАТКО ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА
ТСЖ "ПРИВОЛЬНОЕ" живет привольно. Ставит в платежках какие-угодно цифры, а бараны покорно платят.
Делов том, что бараны живут в далеком захолустье - в ЮгоВосточном АО г. Москвы. Один человек из 220 жителей
возразил против произвола своеобразным образом - не стал оплачивать сомнительные позиции,
по мнению жуликов из ТСЖ неоплата заведомо приписанных объемов образует долг
Суд - простите за выражение - в этой глуши под стать жулью - принял иск к рассмотрению
На беду наш борец за правду убежден - что суд разберется по справедливости.
Почему? - спрашиваю. - Но ведь это суд! - оппонирует мне борец
Стоило больших усилий убедить, что справедливость суду век не нужна, что
А Я СКАЖУ СУДЬЕ - выглядит по-детски, что нужно срочно собирать доказательства,
подключать надзорные и правоохранительные органы, подавать серию исков -
чтобы в процессе поставить вопрос о приостановлении рассмотрения дела до
разрешения другого (их) дел а административном уголовном и гражданском
как это предусмотрено ст. 215 ГПК РФ

Нам, конечно, хотелось бы затащить на проверку налоговую инспекцию. Но известно,
что налоговики уклоняются от этих проверок как черт от ладана. Тогда предложено было
с моей стороны подать разухабистое обращение в прокуратуру, которое вынудит прокуратуру
подключить ИФНС

Все случилось по нашему плану
Разухабистое обращение прокуратура переправила в ГЖИ и налоговую,
а у заявителей появилось основание ДОСЛАТЬ в НАЛОГОВУЮ РАЗВЕРНУЮ ПРОГР АММУ

Представляем участникам сообщества
ПЕРВЫЙ ДОКУМЕНТ - ОБРАЩЕНИЕ в ПРОКУРАТУМРУ
ВТОРОЙ ДОКУМЕНТ - ОБРАЩЕНИЕ в НАЛОГОВУЮ и ГЖИ

ПЕРВЫЙ

В межрайонную прокуратуру …..
Заявители - указаны в конце обращения
ЗАЯВЛЕНИЕ о явном и грубом нарушении жилищных прав
Мы, нижеподписавшиеся, проживаем в многоквартирном доме по указанному адресу, в котором платежные документы за якобы представленные услуги ЖКХ выставляет ТСЖ "Привольное"
В счетах, предъявляемых для оплаты, фигурируют расходы на УСТАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приложение №1). Из Справки, предоставленной ТСЖ (приложение №2), выяснилось, что в состав Уставной деятельности ТСЖ "Привольное" входят

Оплата труда персонала,
- расходные материалы,
- обслуживание оргтехники,
а также плата за аренду
и плата за страхование общего имущества

Таким образом названием УСТАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по сути охватывается административно-управленческая деятельность, а расходы на УСТАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в рассматрив аемом случае являются расходами на управление. Согласно жилищному законодательству плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за работы по управлению многоквартирным домом (п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ).
Это значит, что все расходы на УСТАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ вошли в применяемый ТСЖ тариф на СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, который указан в платежном документе равным 20,52 руб эа кв м.
Злоупотребляя своим право на выставление счетов-квитанций, организация выставляет сверх утвержденного тарифа 20,52 руб за кв м, включающего все управленческие расходы,

i) в порядке повторного счета
- взнос на уставную деятельность 4,0 руб эа кв
ii) кроме того, два взноса, которые включены уже в состав административных расходов
- взнос на аренду в размере 0,96 руб эа кв
- взнос на страхование в размере 0,36 руб эа кв

Таким образом УСТАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, представляющая управленческие расходы, проплачивается обманутыми и запуганными жителями дома дважды, а взносы на аренду и страхование - трижды (первый раз в составе платы за жилое помещение; второй раз в составе взноса на уставную деятельность и третий раз в виде самостоятельных строчек в квитанции сверх платы за жилое помещение и сверх тарифа)
Завышение платы в месяц составляет

Повторное взимание расходов на управление, заложенных в тариф, в виде взноса на уставную деятельность
- 4,0 руб эа кв
- тройное предъявление расходов на аренду
0,96 х 3 = 3,88 руб эа кв
- тройное предъявление расходов на страхование
0,36 х3 = 1,08 руб эа кв
Всего помесячное завышение составляет 8,96 руб за кв м

С учетом суммарной площади по дому, равной 14"705 кв м, незаконное завышение размера платы, предъявляемой жителям дома составляет
8.96 х 14705 = 131"755,8 руб в месяц
131755,8 х 12 = 1,581 млн руб в год

В действиях ТСЖ "Привольное" по выставлению жителям заведомо завышенных счетов за счет повторного и частично тройного предъявления одних и тех же статей расходв может указывать на наличие признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч.2 ст. 165 УК РФ -
Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в особо крупном размере (согласно примечания 4 к ст.158 УК РФ, относящейся ко всей главе - особо крупным размером признается размер в один миллион рублей)
В круг подозреваемых, на наш взгляд, входят главный бухгалтер организации и управлющий. Преступление длящееся. Преступление совершается открыто, дерзко.

С учетом нулевого результата многократных попыток гражданских активистов, проживающих в нашем доме, привлечь внимание правоохранительных органов к множественным нарушениям законности в так называемой деятельности ТСЖ "Привольное" у заявителей сложилось представление об их косвенной заинтересованности в продолжении поборов.
При таких обстоятельствах, опираясь на указание Федерального закона "О противодействии коррупции" (273-ФЗ) о cоздании механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами, усилении контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан; необходимости по повышения ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, нам видится необходимость проявление поддержки государству в виде временного приостановления плату по любым счетам ТСЖ "Привольное" до возврата жителям дома превышения платы за УСТАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и строчек
- за жилое помещение
- взнос на страхование
- взнос на аренду

Согласно ч.2 ст. 328 ГК РФ при неполном исполнении обязательств одной стороной, вторая вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредставленному исполнению.
Согласно ст. 14 ГК РФ граждане имеют право на самозащиту права.
При таких обстоятельствах заявители планируют опубликовать призыв к приостановлению оплаты счетов указанной организации временно – до полного возврата излишне собранных платежей
ПРОСИМ
1)дать правовую оценку действиям ТСЖ "Привольное" по предъявлению заведомо завышенных платежей
2)дать поручение соответствующему правоохранительному органу о проведении доследственной проверки с изъятием бухгалтерской и договорной документации на предмет возбуждения уголовного дела.
3)оказать содействие заявителям в проведении экспертизы компетентным государственным органом или компетентной организацией, с учетом обязанности государства содействовать в защите нарушенных прав граждан, в особенности, старшего поколения - возраст одного из заявителей более 80 лет
4)дать правовую оценку запланированному мероприятию по распространению призыва к бойкоту платежей, поскольку закон требует, чтобы способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения

Приложения
1 - платежный документ - для примера
2 - справка
ПОДПИСИ и РЕКВИЗИТЫ ПОДПИСАНТОВ

ВТОРОЙ ДОКУМЕНТ

переадресовку прокуратуры мы истолковываем как нам выгодно - в виде поручения прокуратуры,

и не только уточняем обстоятельства ранее представленные в обращении в прокуратуру

но и существенно расширяем программу проверки

В ИФНС-21

ЮВА-отделение МЖИ

Заявители

ЗАЯВЛЕНИЕ

Ссылась на поручение прокуратуры № … о проведении проверки ТСЖ "Привольная" по нашему обращению, считаем принципиально важным обратить Ваше внимание на следующие ФАКТЫ

1. НЕЗАКОННОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по управлению домом БЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ

В силу пунктов 1, 2 и 3 ст. 162 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией на основании договора, в котором должны быть указано, в частности,

- порядок определения цены договора,

- порядок размера платы за содержание и ремонт жилого помещения

- а также порядок внесения такой платы.

Если дом управляется ТСЖ, то с собственниками, не состоящими в ТСЖ, организация обязана заключить договор в соотвествии с требованиями п.1 ст.10; пп 1-3 ст. 138; ч.6 ст. 155; ч.1 ст. 162 ЖК РФ

Обязанность заключения договора напрямую указана в пп. 12 п. 2.2. Устава ТСЖ

Однако ТСЖ уклоняется от заключения договора управления

Если договора управления не заключено, то мы нерасполагаем информацией о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. единственно возможный вариант защиты наших прав - провести проверку порядка формирования цены в ходе проверки надзирающих органов

Поскольку у с обственники помещений, н е являющихся членами товарищества, согласно ч.6 ст. 155 ЖК РФ обязанность по уплате плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги возникает в соответствии с договорами , заключенными с товариществом собственников жилья, то отсутствие договора означает освобобждение от обязанности. Действительно невозможно вносить плату в соответствие с с законом, несуществующими договорами, действия по оплате могут быть расценены как протест против установленного законодательством порядка.

Добавим, что общее собрание членов ТСЖ вправе принимать решения о размере обязательных платежей и взносов только членов товарищества - согласно п.4 ч.2 ст. 145 ЖК РФК компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Согласно части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ н арушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей .

Просим привлечь руководителя организации к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, в виде дисквалификации на срок до трех лет или, как минимум, возложения штрафа в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей

2 . НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА о БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Согласно п. 11 ст. 13 ФЗ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета не является коммерческой тайной. В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ N 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни, под которыми понимаются сделки, события и операции, оказавшие или способные оказать влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности или движение денежных средств экономического субъекта, подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно ч.1 ст.7 и ч. 4 ст.9 ФЗ N 402-ФЗ, состав и формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, определяется руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ, а именно:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц .

Начисления платежей и формирование платежных документов производятся при отсутствии первичных учетных документов, ток что невозможно установить, кто конкретно своим распоряжением от даты и за номером поручил бухгалтерии начислять тот или иной тариф, и дополнительно сверх тарифа различные взносы, и кто дал право вводить свою форму платежного документа, отличающуюся от установленной Министреством строительства и ЖКХ в приложении №1 Приказа от 29 декабря 2014 г. N 924/пр

Обращаем особое внимание на то, что у бухгалтерии нет права производить начислоения без первичного учетного документа типа Распоряжение изданного уполномоченным лицом, в котром четко указываются какие платежи конкретно начисоляться

Порядок подготовки и издания таких Распоряжений долен быть приведен во внутреннем документе - в Положении о начислениях.
Отсутствие этих Распоряжений и Положения указывает на прямое не исполнение требований ФЗ № 402. В свою очередь, нарушение и неисполнение требований законодательства о бухучете является основанием для привлечения организации к административной ответственности в соответствии со статьей 15.11 КоАП РФ. При этом размер штрафных санкций для организации может составить от 40 000 до 50 000 руб

В примечании №1 к этой статье указано

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности,.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ без ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УВЕДОМЛЕНИЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ об ОТМЫВАНИИ

Частью 4.2 ст. 20 ЖК РФ установлено:

Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление … в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан … о фактах нарушения …порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме … , о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса ,…. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверк

В нашем случае не только нарушаются требования части 2 статьи 162 ЖК РФ, но вообще действуеть организация вне правового поля - без заключения договоров с собственниками имущества. Организация делает вид, что обслуживает общее имущество дома, в соразмерной доле, принадлежащее собственникам помещений, то есть заявителям. В отсутствие договора есть основание считать, что наше имущество захвачено рейдерским образом.

Руководители товарищества не представляют информацию на общедоступных сайтах о получаемых доходах от сдачи общего имущества дома, принадлежащего заявителям в том числе (в соразмерной доле). При проверке просим обратить внимание на то, что ТСЖ "Привольное" находится по адресу 109145, Москва, ул. Привольная дом 1 корпус 1 в в трехкомнатной квартире №164, но внешней стороне этой квартиры висит вывеска "МАНИКЮР". С учетом средней арендной платы в данном районе в 2016 году 8 500 руб. кв. м в год за 40 кв м маникюрной будет получено

8500 х 40 = 340.000 руб.

Но кроме того имеется АТЕЛЬЕ и склад покрышек в подвальном помещении

По самым осторожным подсчетам сдача в аренду общего имущества осуществляется подпольным образом, а доходы присваиваются.

Мало того, есть основания полагать, что все коммунальные услуги арендаторы получают бесплатно, за счет заведомо завышенной платы с собственников помещений.

Поэтому при проверке ПРОСИМ истребовать

  1. 1. Технический паспорт дома
  1. Схему инженерных коммуникаций с узлами учета
  2. Копии договоров с арендаторами мест общего пользования многоквартирных жилых домов, в том числе нежилых помещений, интернет-провайдерами, операторами связи;
  3. Копии платежных поручений, актов сверок, подтверждающие оплату услуг по договорам с арендаторами .
  4. Оборотную ведомость, в которой отражается поступление арендной платы и платы за потребленные арендаторами коммунальные ресурсы

В случае непредоставления подкрепленной документами инфолрмации о получении арендной платы в заключении по итогам проверки представить вывод об отмывании денежных средств, полученных преступным путем

4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОВТОРНОГО СЧЕТА ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ПОЗИЦИЙ

Пользуясь полной бесконтрольностью ТСЖ кто-то из числа руководителей придумал форму платежного документа, в котором помимо обязательной строки "содарждание и ремонт жилого помещения" фигурируют строки по тем позициям, которые уже вошли в состав "содерждания и ремонта"ъ

В Приказе Минстроя и ЖКХ от 22 декабря 2014 №882/пр представлены требования к информации о работах (услугах), входящих в состав содержания и ремонта. Формой 2.8 в разделе “Общая информация о выполненных работах (оказанных услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества” указаны три отдельные позиции:

- расходы на обслуживание дома (позиция 8);

- расходы на проведение текущего ремонта (поз.9);

- административно - управленческие расходы (поз.10)

В свою очередь, административно - управленческие расходы включают в себя оплату труда с отчислениями во внебюджетные фонды, затраты, связанные со взысканием задолженности с неисправных потребителей услуг и др.

В рассматриваемом случае, помимо административно-управленческих расходов, идущих отдельной строкой, в смету снова включены отдельными строчками расходы, входящие в состав административно-управленческих: зарплата и налоги на зарплату, юридические услуги, услуги связи, услуги банка,

Таким образом, к начислению предъявляются расходы на оплату труда вместе с налогами и взносами в фонды, юридические услуги, расходы на услуги связи, услуги банка, трижды

Первый раз в составе строки - содержание и ремонт

Второй раз в составе административно-управленческих

Третий раз в виде самостоятельных (отдельных) строк

C огласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг..

Если применяется тариф, значит тариф покрывает все расходы, необходимые для содержания дома. В действиях по дополнительному сверх тарифа начислению придлуманных руковдством товарищества платежей усматриваются признаки уголовного преступления, о чем надлежить составить обращение в прокуратуру.

Законом не предусмотрено включать в платежный документ ничего кроме установленных в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ позиций

Плату за содержание и ремонт жилого помещения,

Плату за коммунальные услуги

Взносы на капитальный ремонт.

Согласно части 4 той же статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:

Холодное и горячее водоснабжение,

Водоотведение,

Электроснабжение,

Газоснабжение,

Отопление.

Это закрытый список. В нем нет никаких дополнительных взносов. Поэтому включение в платежный документ строчек

- содеражие жилого помещения

- взносы на Уставную деятельность

Оплата домофона

Радио

- взносы на страхование

- взносы на аренду

является незаконным

Просим такой вывод отразить в Вашем заключении по итогам проверки и дать предложение прокуратуре о направлении материалов в уполномоченные правоохранительные органы на предмет возбуждения уголовного дела, предусмотренного Уголовным кодексом РФ в статьях:

Статья 159. Мошенничество

1. Мошенничество, то есть … приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -

2. Мошенничество, совершенное … с причинением значительного ущерба гражданину, -

Статья 160. Присвоение или растрата

1. Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, -

Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

1. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере, -

Статья 330. Самоуправство

1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, -

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -

На основании излобженного ПРОСИМ

- принять во внимание настоящие дополнения к первоначальному обращению

- провести проверку без предварительного уведомления

- постановить свое заключение на основе закона