Фиаско государства. Провалы (фиаско) государства. Оппортунистическое поведение а) минимизации темпов инфляции

Неучастие в выборном процессе называется «рациональным неведением», если:

«Концепция экономического человека» подразумевает:

-рациональность поведения индивида

К провалам рынка можно отнести:

-наличие монополий

-внешние эффекты

-общественные блага

-несовершенная (асимметричная) информация

К провалам государства относятся:

-неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений

+все ответы правильные

Политическая рента – это:

-экономическая выгода, полученная при использовании политического процесса

Лоббизм – это:

-процесс влияния групп с «особыми интересами» на принятие решений законодателями и чиновниками

Логроллинг – это:

-практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами»

В промежутке между выборами активность, скорее всего, снижается:

-к середине срока пребывания у власти

К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:

-лоббизм

-логроллинг

-поиск политической ренты

Бюрократический аппарат необходим для:

-для управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами

Власть бюрократии повышается при введении:

-контроля над максимальными ценами на разные группы товаров

-ограничений по экспорту

-ограничений по импорту

-увеличении роста штата сотрудников государственного аппарата

+все перечисленное выше

-финансирование банкиром – миллиардером выборов кандидата в президенты

-баллотирование банкира – миллиардера на президентских выборах

Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою работу по теории общественного выбора:



-Джеймс Бьюкенен

Допустим, что в условиях прямой демократии налоги делятся строго пропорционально выгодам, получаемым от государственных программ. Тогда расходы на общественные программы будут:

-равны их эффективной величине

К медианным избирателям относятся те, кто:

-находится в середине существующей шкалы предпочтений

-увеличивает число принятых законов

Что из перечисленного относится к «провалам» правительства:

-несовершенство политического процесса

-ограниченность контроля над бюрократией

-неспособность государства полностью контролировать реакцию экономических субъектов на его действия

+верно все перечисленное

-ограниченность необходимой для принятия решений информации

К какому течению экономической мысли относится теория общественного выбора:

-классическому либерализму

Медианный избиратель – это избиратель, который:

-имеет среднюю степень заинтересованности в решении стоящих перед обществом проблем

Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их партии при голосовании о дотациях на предметы первой необходимости. Такое поведение называется:

-логроллинг

Искатели политической ренты, скорее всего, могут добиться наиболее выгодных для них решений в условиях:

-представительной демократии

Скорость роста бюрократического аппарата

-относительно независима от объема полезной работы

Модель конституции Ф. фон Хайека предполагает:

-усиление разделения власти

Теория общественного выбора предполагает, что действия и выбор людей, выполняющих государственные роли, определяются:

-их собственными интересами

В городе N. Издержки на содержание общественного транспорта делятся равномерно, а выгоды – нет. Теория общественного выбора утверждает, что в таком случае расходы будут:

-меньше эффективной величины

К получению политической ренты стремятся:

-все участники политического процесса

Теория общественного выбора предполагает, что представители будут

Предположим, что некоторые фермеры получат выгоду в результате ограничения импорта хлопка, а все потребители хлопковой одежды понесут убытки. В условиях прямой демократии вы бы ожидали:

-умеренного ограничения, который уравновешивает выгоды и издержки

Рынок экономических ресурсов. Труд. Капитал. Земля.

1. Увеличение реальной заработной платы приводит:

– к увеличению индивидуального предложения труда

– к уменьшению индивидуального предложения труда

– сначала к увеличению индивидуального предложения труда, затем к его уменьшению

– сначала к уменьшению индивидуального предложения труда, затем к его увеличению.

2. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:

– возникнет дефицит рабочей силы в отрасли

– возникнет избыток рабочей силы в отрасли

– спрос на труд увеличится

– предложение труда уменьшится.

3. К основному капиталу относятся:

– средства на счетах предприятий

– государственные облигации

– остатки денежных средств в кассе предприятия

– машины и оборудование.

4. В большинстве экономически развитых стран наблюдается следующая тенденция: площадь сельскохозяйственных земель:

– уменьшается

– увеличивается

– испытывает циклические колебания

– не меняется.

5. Предложение земли:

– эластично

– обладает единичной эластичностью

– может быть эластичным и неэластичным

– неэластично.

6. Уменьшение таможенных тарифов на ввоз продуктов питания скорее всего:

– увеличит сельскохозяйственный спрос на землю

– не изменит сельскохозяйственный спрос на землю

– изменит предложение земли

– уменьшит сельскохозяйственный спрос на землю.

7. При увеличении доходов покупателей продуктов питания земельная рента скорее всего:

– увеличится

– уменьшится

–не изменится

– может увеличиться или уменьшиться

8. При увеличении плодородия земли спрос строителей домов на землю:

– будет расти

– будет уменьшаться

– не изменится

– ответ зависит от сложившейся ситуации.

9. Гражданин снимает квартиру. Если расходы на ремонт квартиры и оплата коммунальных услуг включены в квартирную плату, то плата хозяину квартиры – это:

– арендная плата

– цена земли

– дифференциальная рента

– земельная рента.

Лекция

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравен­ство между отдельными группами населения и возможно принятие неэф­фективных решений, т. е. фиаско государства. «Провалы» (фиаско) государства (правительства) – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Рассмотрим наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может при­вести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию эконо­мического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное не­гативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хо­рошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максими­зируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в полу­чении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального иг­норирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от уча­стия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, кото­рые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, пресле­дуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество го­лосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помо­гут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, поли­тические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени (несоразмер­ность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увели­чить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие ана­логичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избира­телей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реа­лизация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благопо­лучия населения.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплоще­ния правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который про­ходит между моментом возникновения какого-либо экономического явле­ния и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения. Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение свя­зано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, на­правленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макро­экономической науки. Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием про­блемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится дос­таточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с из­менением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и об­судить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между мо­ментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия. Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государствен­ного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, прави­тельство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непред­виденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осу­ществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, госу­дарство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положи­тельной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под “провалами” (фиаско) государства?

2. Как связаны “провалы” государства с потенциальными Парето-улучшениями?

3. Каковы основные “провалов” государства?

4. Как влияет оббьем информации, которой может располагать правительство, на эффективность его решения?

5. В чем проявляется несовершенство политического процесса?

6. Что такое политико-экономический (политический деловой) цикл?

7. Какова модель (графическая) политического делового цикла?

9. Почему представители теории общественного выбора выступают за всемерное ограничение экономических функций государства?

10. Что такое “болезнь Баумоля”?

11. В чем связь возможности получать экономическую ренту и политического процесса?

12. Что общего и в чем различие в структуре государственного аппарата и структуре крупных корпораций?

13. Почему развитие “мягкой инфраструктуры” является условием эффективной борьбы с бюрократией?

14. Какая существует связь между динамикой численности госаппарата и спросом на услуги государства?

15. Какая связь существует между динамикой численности госаппарата и предложением услуг государства?

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест учебный (10.3. Фиаско государства)

S Фиаско государства – это:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

S Модель конституции, предложенная Ф. фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)

S Модель конституции, предложенная Ф.фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

S Фиаско государства – это:

N- Случаи, когда государство не обеспечивает эффективное использование экономических ресурсов

N+ Случаи, когда государство не обеспечивает использование общественных ресурсов

S Правительство способно полностью контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений:

S Правительство располагает всей необходимой информацией для принятия решений:

S Интересы бюрократии могут определять расточительное использование ресурсов общественного сектора

S Несовершенство политического процесса проявляется в:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

N+ Политико-экономическом цикле

S Рост государственного аппарата порождает:

N- Неограниченность контроля над бюрократией

N+ Ограниченность контроля над бюрократией

Список литературы:

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.

2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров, 2002 г.- 832 с., гл. 17.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.

4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.

Лекция

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравен­ство между отдельными группами населения и возможно принятие неэф­фективных решений, т. е. фиаско государства. «Провалы» (фиаско) государства (правительства) – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Рассмотрим наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может при­вести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию эконо­мического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное не­гативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хо­рошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максими­зируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в полу­чении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального иг­норирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от уча­стия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, кото­рые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, пресле­дуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество го­лосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помо­гут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, поли­тические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени (несоразмер­ность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увели­чить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие ана­логичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избира­телей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реа­лизация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благопо­лучия населения.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплоще­ния правительственной программы в жизнь.


Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который про­ходит между моментом возникновения какого-либо экономического явле­ния и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения. Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение свя­зано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, на­правленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макро­экономической науки. Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием про­блемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится дос­таточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с из­менением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и об­судить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между мо­ментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия. Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государствен­ного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, прави­тельство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непред­виденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осу­ществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, госу­дарство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положи­тельной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под “провалами” (фиаско) государства?

2. Как связаны “провалы” государства с потенциальными Парето-улучшениями?

3. Каковы основные “провалов” государства?

4. Как влияет оббьем информации, которой может располагать правительство, на эффективность его решения?

5. В чем проявляется несовершенство политического процесса?

6. Что такое политико-экономический (политический деловой) цикл?

7. Какова модель (графическая) политического делового цикла?

9. Почему представители теории общественного выбора выступают за всемерное ограничение экономических функций государства?

10. Что такое “болезнь Баумоля”?

11. В чем связь возможности получать экономическую ренту и политического процесса?

12. Что общего и в чем различие в структуре государственного аппарата и структуре крупных корпораций?

13. Почему развитие “мягкой инфраструктуры” является условием эффективной борьбы с бюрократией?

14. Какая существует связь между динамикой численности госаппарата и спросом на услуги государства?

15. Какая связь существует между динамикой численности госаппарата и предложением услуг государства?

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест учебный (10.3. Фиаско государства)

S Фиаско государства – это:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

S Модель конституции, предложенная Ф. фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)

S Модель конституции, предложенная Ф.фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

S Фиаско государства – это:

N- Случаи, когда государство не обеспечивает эффективное использование экономических ресурсов

N+ Случаи, когда государство не обеспечивает использование общественных ресурсов

S Правительство способно полностью контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений:

S Правительство располагает всей необходимой информацией для принятия решений:

S Интересы бюрократии могут определять расточительное использование ресурсов общественного сектора

S Несовершенство политического процесса проявляется в:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

N+ Политико-экономическом цикле

S Рост государственного аппарата порождает:

N- Неограниченность контроля над бюрократией

N+ Ограниченность контроля над бюрократией

Список литературы:

  1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.
  2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров, 2002 г.- 832 с., гл. 17.
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.
  4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.

Для того, чтобы рассматривать теорию «провалов» государства необходимо определить суть следующих понятий.

Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к провалам государства относят:

  • 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Так же как на рынке имеет место быть асимметричная информация, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии достоверных статистических данных. Более того, мощные группы с особыми интересами, активное лоббирование, мощный бюрократический аппарат искажают даже имеющуюся информацию.
  • 2. Несовершенство политического процесса. Выделим только основные моменты: рациональное неведение, лоббирование, манипулирование голосами по причине несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.
  • 3. Ограниченность контроля над бюрократией. Быстрый рост государственного аппарата формирует все новые и новые проблемы в этой сфере.
  • 4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто ведут себя совсем не так, как предполагает правительство. Их действия искажают смысл и цели предпринятых правительством законов. Часто государственные мероприятия приводят к отличным от первоначальных целей результатам. Поэтому итоги действий государства зависят не только от него самого.

Наличие несовершенных и неполных рынков ведет к рыночным «провалам». Из этого можно предположить, что и «провалы» государства рождаются из недостатков нерыночного механизма при согласовании частных издержек и выгод, принимающих политические решения с издержками и выгодами общества в целом.

1. Разъединение тягот и выгод. Искажение спроса на нерыночную продукцию в конечном счете происходит из-за того, что те, кто получают выгоды от решения государства, и те, кто эти выгоды оплачивает не одно лицо.

На микроуровне указанный разрыв присутствует, когда выгоды от государственных услуг распространяются сравнительно узкую группу населения, в то время как издержки их осуществления ложатся на всех налогоплательщиков. В результате гораздо больше стимулов к поддержке имеют пользователи этих услуг, чем спонсирующая сторона к противодействию им. На обычном рынке их цена, с учетом издержек проигравшей стороны, была бы значительна, и вряд ли бы их можно было продать.

Таким образом, здесь можно увидеть некий отрицательный внешний эффект от деятельности государства, затрагивающий больший круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности.

На макроуровне разрыв возникает из-за того, что правительство, принимая решения, опирается на голоса большинства, тогда как основная часть налоговой базы принадлежит меньшинству. В результате появляются возможности и стимулы расширять программы перераспределения, поскольку спрос на них определяется большинством, тогда как средства на их осуществление поступают от меньшинства. Таким образом, если на микроуровне меньшинство как бы политически эксплуатирует большинство, то на макроуровне - наоборот.

В итоге разрывы на обоих уровнях вносят свой вклад в избыточный спрос на услуги государства (программы, регулирование, перераспределение): в первом случае - так как его удовлетворение означает превышение общественных затрат над выгодами (аллокационную неэффективность), во втором - в силу подавления стимулов у высокодоходного меньшинства к инвестициям, инновациям и, тем самым, мешая созданию условий долговременного экономического роста.

2. Узкий временной горизонт (завышенная ставка дисконтирования) у политиков. В силу временного пребывания у власти ставка дисконтирования (предпочтение настоящих благ будущим) у политиков значительно выше, чем у общества в среднем. Срок службы политика около 5- 10 лет, что существенно ниже срока жизни отдельного человека. Поэтому будущие блага и издержки значительно недооцениваются политиками и, наоборот, переоцениваются краткосрочные блага и издержки.

Поскольку прибыль политики и группы интересов среди избирателей получают именно за определенные государственные действия в текущем периоде (разные виды вмешательства в рыночный механизм), то в пользу их расширения смещаются общественно-политические предпочтения.

  • 3. Особенности «вознаграждения» политиков. В политическом процессе награду в виде голосов избирателей получают те политики, которые акцентируют общественное внимание на программах по «исправлению» рынка, принимают соответствующие законы, однако не отвечают за реальное положение вещей. Если государственные меры терпят поражение, то обычно ссылаются на недостаточность степени государственного вмешательства. В результате у общества создается и поддерживается иллюзия постоянной дефицитности последнего.
  • 4. Обострение восприятия обществом провалов рынка (как истинных, так и мнимых). Провалы государства нередко выдаются за провалы рынка. Так, часто криминализация экономики представляется как провал рынка, хотя очевидно, что поддержание правового порядка - первейшая функция государства. При отсутствии такового рыночные сделки сопровождаются высокими транзакционными издержками.
  • 5. Давление политических организаций. В последние десятилетия, как это можно видеть на западе, возрастает активность в политике таких организаций, как защитники окружающей среды, прав социально уязвимых групп населения, потребителей. Многие из их требований таким или иным образом связаны с усилением контроля государства за рыночными процессами. Завоевывая места в органах законодательной власти, они стараются добиться принятия выгодных им законов. Экспансия госрегулирования выгодна также юристам, которые получают дивиденды от сумм исков, предъявляемых за нарушение того или иного правила.

Предложение услуг государства также характеризуется рядом особенностей, которые могут определять провалы государства.

  • 1. Трудность определения и измерения выпуска. Нерыночной продукции часто трудно дать определение, не говоря уже о том, чтобы измерить ее количество или оценить качество. Всевозможные измерители таких нерыночных услуг, как оборона, регулирование, социальные программы, весьма спорны. Особенно трудно оценить качество таких услуг, так как отсутствует информация, которая при выпуске рыночной продукции передается производителям через выбор и поведение потребителей. Лишь некоторые виды услуг, которые предоставляются как государственным, так и частным сектором, можно попытаться сопоставлять по качеству (например, образование в частных и общественных школах).
  • 2. Единственный производитель. Нерыночная продукция часто производится единственным агентством, т.е. имеет место быть монополия, которая защищена законодательно. Отсутствие конкуренции увеличивает сложность оценки качества нерыночной продукции. В случае производства квазиобщественных благ (образование, здравоохранение) конкуренция нередко существует, но она сильно ограничена по сравнению с конкуренцией между частными производителями.
  • 3. Отсутствие эффективного регулятора. Нерыночное производство не имеет никаких ограничивающих сил подобных механизму прибылей и убытков при выпуске рыночной продукции. Отсюда и отсутствие надежного механизма прекращения государственной деятельности, когда она неэффективна.

Подводя итог данной главы, напомним, что «провалы» представляют собой неэффективность функционирования государства. Их можно отнести к неэффективности, возникающей при принятии государственных решений на всех этапах этого процесса. Так же, они появляются ввиду специфики спроса и предложения на нерыночную продукцию.

Ситуации, когда государство оказывается неспособно обеспечить оптимальное (по Парето) размещение благ.
Обычно выделяют четыре группы факторов, снижающих эффективность выбора общественного и, следовательно, обусловливающих Ф.г.
Первая группа факторов – ограниченность и искажения доступной государственным органам информации. Каждое конкретное решение того или иного государственного органа, прежде чем быть принятым, должно подвергнуться тщательному анализу в ракурсе издержек и выгод. Там, где не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует воздерживаться от коллективизации данного вида деятельности. Кроме того, при движении информации по исполнительной вертикали неизбежно возникают потери и искажения данных. Чем сильнее централизовано общество, тем больше эти потери и искажения.
Вторую группу факторов составляют несовершенства политического процесса (рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов, погоня за рентой и т. д.). В результате действия этих факторов эффективность процесса согласования интересов в ходе общественного выбора и государственной политики в целом снижается.
К третьей группе факторов относятся ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом. Бюрократия играет важную роль в работе государственной машины, однако в силу своего положения она гораздо меньше заинтересована в принятии эффективных решений о размещении ресурсов, чем возможные (при ином распределении прав собственности) владельцы этих ресурсов. Коррупция, спекуляция служебным положением, отстаивание узкокорпоративных интересов и другие аналогичные факторы способствуют возникновению значительного Ф.г.
И наконец, четвертая группа факторов – это неспособность государства полностью контролировать последствия своих решений. Государственная политика неизбежно оказывает влияние на поведение его граждан, однако предсказать их реакцию не всегда представляется возможным. Следовательно, эффект от того или иного государственного решения обусловлен не только характеристиками этого решения, но и такими, мало поддающимися оперативному регулированию факторами, как традиции, идеологические установки, социальная инерция и т. п.
В силу существования Ф.г. масштабы обществ, сектора должны быть эффективно ограничены. Государство должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка превышают убытки от Ф.г. Однако в некоторых случаях Ф.г. может усиливать фиаско рынка. Тогда государственное вмешательство должно быть незамедлительно приостановлено.

Еще по теме Фиаско государства:

  1. Современные тенденции коэволюции государства и экономики