Будут ли платить налог на тунеядство военные. Введут ли налог за тунеядство в России, как в Беларуси? Председатель Нацбанка советует избавляться от привычки все считать в условных единицах

Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

Итак, это случилось, налог на тунеядство введен. Если Вы трудились в течение года меньше 183 дней, вы обязаны до 15 ноября 2016 года оплатить 20 базовых величин или 3 600 000 бел. руб.

5. Для целей настоящего Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
5.1. работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
5.2. осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по таков деятельности;
5.3. выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
5.4. осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой
деятельности;
* Для целей настоящего Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.
5.5. в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, воеинообязаиньпи1 во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
5.6. осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;
5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
5.8. осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
5.9. осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
5.10. в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
5.11. в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи* которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
5.12. в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
5.13. временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
* Для целей настоящего Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее
ХОЗЯЙСТВО.
5.14. воспитания в семье* матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до. 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
5.15. получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
5.16. отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;
5.17. получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
5.18. получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.19. привлечения к труду в течение срока отбивания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Самый простой способ не платить налог - устроиться на работу на 0,2 ставки например. Но что делать беременным женам, безработным женщинам в возрасте до 55 лет, людям с болезнями по которым нет инвалидности но и на работу они никому не нужны? В статье приведем самые бюджетные способы обойти налог на тунеядство.
Будем использовать пункты 5.3, 5.4, 5,8 декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Способ 1. Устроиться на работу на 0,1 ставки от минимальной заработной платы (далее МЗП) к знакомому ИП, ЧТУП, ООО. Нужно заключить трудовой бессрочный договор (гражданско-правовой договор, он же договор подряда не подойдет) Либо договор на 183 дня, т.е. 6 мес.

В этом случае налоги которые нужно будет уплатить за работу с учетом минимальной заработной платы в 2017 году 265 руб. в мес (по ссылке актуальная МЗП):

1) ФСЗН 35% от 0,1 ставки МЗП. В нашем случае 265/10*0,35= 9,275 руб.

2) Подоходный налог 13%. В нашем случае 265/10*0,13= 3,445 руб.

3) Белгосстрах 0,6%. В нашем случае 265/10*0,006= 0,159 руб.

За 6 мес работы уплачиваем - 77,274 руб. , что значительно меньше 20 базовых величин. Само собой способ подойдет только если вы реально будете работать у вашего знакомого.

Способ 2.
Стать ремесленником согласно пункту 5.8
Оплата составит всего 1 базовую величину в год.
Итого 180 000 за год.
Ремесленником стать также просто (инструкция от министерства по налогам и сборам). Идем в налоговый орган, становимся на учет, заводим книгу учета доходов и расходов. Плетем лапти и вяжем крючком изделия продаем на досках объявлений в интернете:)

Способ 3.

Можно зарегистрироваться в сельской местности с выделением участка для ведения хозяйства. Обратите внимание, дачные кооперативы на данный момент не попадают под даннй пункт. Т.е. вы должны быть зарегистрированы (прописаны) именно в деревне. Также ваш участок должен быть оформлен именно для ведения личного подсобного хозяйства. Т.е. если у вас есть домик и 6 соток земли выделенные под строительства этого дома - такой вариант не подойдет.

Способ 4. Можно уйти в монастырь. Монахи в нашей стране - не тунеядцы.

Способ 5. (Не актуален, платить все же придется больше чем 360 руб., стоит рассмотреть только если на самом деле собираетесь оказывать услуги)
Используем пункт 5.3 Регистрируем ИП на оказание любых услуг связанных с консультированием. 1 базовая + 2 фотографии. Выбирайте система налогообложения УСН без НДС. Открываем расчетный счет в банке на 1-2 мес. (10 бел. руб./мес).
Потом положим на него через кассу банка 70 базовых величин как физическое лицо, или попросите знакомого - якобы он платит вам за консультацию.
Потом вы перечисляете эти средства себе на карточку. Теряете 1-2% комиссии (в зависимости от условия банка). И потом в следующем квартале уплачиваете 5% налога с дохода.
Итого получается:
23р - открыть ИП
20р - оформить счет в банке
1-2% - комиссия банка за операции
налог 5%
В сумме: 130-150 руб что значительно меньше установленного налога на тунеядство.

Способ 6. (Не актуален, платить все же придется еще и ФСЗН раз в год, более 900р.)
Используем пункт 5.4. Согласно нему ИП, плательщики единого налога освобождаются от уплаты. Смотри какими видами деятельности можно заниматься для уплаты единого налога.
Спойлер с статьей налогового кодекса

Виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог
1. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:

  • оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
  • оказание услуг по дроблению зерна;
  • выпас скота;
  • репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
  • чистка и уборка жилых помещений;
  • уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
  • музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;
  • предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
  • реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
  • услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
    предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
  • предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
  • ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
  • реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных промыслов (ремесел), созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).

Теперь смотрим ставки единого налога. Например для Минска смотрим их например :
Актуальные ставки лучше узнать в Налоговой по месту жительства.
Так предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста будет стоить вам 150 000 в мес. Чтобы делать это официально даже не нужно регистрироваться как ИП, достаточно просто встать на учет в Налоговой инспекции по месту жительства.
Итого получается 1 800 000 в год, что в 2 раза меньше.
Если живете близко к сельской местности можно выбрать «выпас скота», оплата всего 110-150 000 в мес. в зависимости от места жительства.

Если же ни один из пунктов выше не подходит для вас, а извещение о поступлении на вас письменной корреспонденции вы уже получили, можно и нужно бороться с абсурдным налогом всеми доступными способами. Будем тянуть время, обжаловать действия гос. органов всеми доступными способами.

Информация с сайта ИМНС: "Извещение считается врученным по истечении 10 дней с его отправки заказным письмом. При этом НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, получил гражданин лично извещение или нет". Само собой, уже этот факт можно обжаловать в суде. Т.к. в Беларуси нет обазанности по проживанию по месту регистрации. Т.е. вы банально можете не знать о том, что вы являетесь плательщиком сбора. Но ввиду того, что это Беларусь, презумпция невиновности здесь не работает.

Образец извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов

Обратите внимание на те извещения, которые приходят людям. Без печатей, без подписей: неизвестно кто, требует уплатить 360 руб.

Соответственно после получения извещения пишем жалобу в налоговую инспекцию:

Делать это нужно в 30 дневный срок с момента получения почтового извещения (а момент получения - это 10 дней с момент отправки), т.к. согласно пункту 11 декрета:

11. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:
о подтверждении ранее врученного извещения;
о внесении изменений в извещение;
об аннулировании извещения.
На период рассмотрения документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.
В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Образец жалобы в налоговую инспекцию

В случае получения извещения из налоговой инспекции, вы можете подать жалобу в электронном или в письменном виде на имя руководителя инспекции или лица, подписавшего уведомление.

В Налоговую инспекцию

Шкловского р-на

ЗАЯВИТЕЛЬ:

Иванов Иван Иванович

г. Минск, ул. Маяковского, 102-18

(на нарушение конституционных прав)

Согласно Вашему извещению я обязан оплатить налоговый сбор «за тунеядство».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ПРОШУ:

1.Освободить меня от уплаты налогового сбора «за тунеядство».

2.Исключить меня из базы персональных данных лиц, не участвующих в финансировании государственных расходов, и не применять ко мне положения Декрета№3.

3. Дать мне письменный мотивированный ответ по существу моей жалобы.

Все мы понимаем, что скорее всего придет формальная отписка, однако +30 дней к сроку уплаты вы получите. После получения ответа из налоговой его можно обжаловать в вышестоящей налоговой инспекции. После ответа из вышестоящей инспекции вы можете обжаловать решение в суде. Да, для этого уже понадобится 1 базовая величина для подачи искового заявления.

UPD 17.01.2017 Пришел ответ из местной налоговой который можно и нужно обжаловать в вышестоящей инстанции.

О рассмотрении обращения

Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по... району, в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», рассмотрено Ваше обращение от 26.12.2016 года. В пределах своей компетенции инспекция сообщает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов.

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь 02.04.2015 года издан Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет № 3).

Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, ст. 52 Конституции Республики Беларусь, каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

В соответсвии с Декретом № 3 граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее - граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор).

Налоговым периодом сбора признается календарный год.
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:
в налоговом периоде:
являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;
являлись лицами пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;
были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности); были признаны или являлись недееспособными;
прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
в году, следующем за налоговым периодом, были признаны: инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);
недееспособными.
Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности; выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
осуществления видов деятельности, указанных в п.1 ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;
в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
осуществления адвокатской или нотариальной деятельности; осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Действие Декрета № 3 не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.

Извещение, на уплату сбора на финансирование государственных расходов, по форме, установленной постановлением Министерством по налогам и сборам от 01.07.2015 № 16 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой сбора на финансирование государственных расходов» (приложение 2), вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом.

Сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком, п.п. 1.1 п. 1 ст. 22 НК РБ плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

В соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 43 НК РБ местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения;
отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК РБ (или) иными законами.

На основании с ч. 1 п. 1. ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» данный ответ на обращение может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган - инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области или Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Образец жалобы в суд

В случае, если ответ налоговой инспекции на вашу жалобу вас не удовлетворил, вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию (областную, Минскую городскую), затем (в месячный срок со дня получения ответа) в суд в порядке Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” (ст. 20) и в соответствии со статьями 353-357 ГПК Республики Беларусь - жалоба на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В суд (района, города, района в городе)

по территориальности ИМНС,

приславшей уведомление

Заявитель: Иванов Иван Иванович

прож. (адрес, место регистрации

или фактического проживания)

Заинтересованные лица:

  1. ИМНС района, города, района в городе, приславшей уведомление,

адрес (см. на бланке уведомления или ответа);

2.Минская городская (областная) ИМНС

адрес: (см. на бланке ответа)

(в порядке п. 5 ст. 335 ГПК Республики Беларусь)

В связи с получением из ИМНС (района, города, района в городе) уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов от (дата, № исх.) я обратился(лась) с просьбой об исключении меня из базы персональных данных без моего письменного согласия как лица, являющегося плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет №3).

Считаю данное требование незаконным по следующим основаниям:

1.Декрет “о тунеядцах” вводит новую форму принудительного труда, что противоречит Конституции (ст. 41) ст. 13 ТК и международным обязательствам страны

2. Беларусь, как и многие страны мира, формирует свой бюджет и осуществляет государственные расходы в основном за счет налогов (прямых или косвенных), которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Таким образом, участие граждан в этих договорных и иных отношениях в полной мере отвечает требованиям ст. 56 Конституции об обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов “путем оплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.”

3. Полагаю, указанные несоответствия Декрета, коллизии его норм с Конституцией и иными законодательными актами состоят в том, что он является несистемным актом, изданным с нарушением основных принципов нормотворческой деятельности (ст.ст. 7, 9 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”).

4. Статья 32 Конституции закрепила обязанность детей заботиться о своих родителях. Статья 100 Кодекса о браке и семье уточнила данную конституционную норму, закрепив, что содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Декрет ”о тунеядцах” не предусматривает случаев освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов детей, которые исполняют свою конституционную обязанность по заботе о своих родителях и осуществляют уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи родителями, в том числе, с инвалидностью (за исключением инвалидов 1 группы, лиц в возрасте 80 лет и старше).

5.Декрет “о тунеядцах” посягает на мое личное достоинство и неприкосновенность частной жизни.

Меня, признают по Декрету “социальным иждивенцем”.

По Декрету “социальное иждивенчество” носит неодобрительную окраску и фактически представляет категорию людей, которые стремятся обеспечить для себя приемлемые условия существования в нашем обществе за счет других. Они рассчитывают получать блага за счет работающих, за счет государства в целом, которое распределяет определенные услуги бесплатно: образование, лечение, жилье, содержание территориальной инфраструктуры, услуги по обеспечению безопасности и т.д.

По факту создается представление о том, что кто не работает, тот ведет себя противоправно и в качестве наказания “за неучастие в финансировании государственных расходов” обязывается к уплате сбора в 20 базовых величин, неуплата которого влечет административное наказание вплоть до 15 суток ареста.

6. По закону декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Парламентом Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Поскольку полномочия на издание Декрета Парламент не предоставлял Президенту, данный Декрет является временным.

Согласно части 3 ст. 101 Конституции временные декреты издаются лишь в силу особой необходимости. Однако в преамбуле Декрета не указано, какой особой необходимостью продиктовано его принятие.

Президент не имеет права своими актами ограничивать конституционные права и свободы граждан. Декретом “о тунеядцах” введены очевидные для всех ограничения, которые фактически являются принудительным или обязательным трудом, то есть основанным не на добровольном предложении гражданином своих услуг по труду, а на его принуждении к труду под стахом применения репрессии в виде дополнительного налога, неуплата которого влечет наказание в административном порядке (штраф в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест).

Палата Национального собрания Республики Беларусь, как указывалось выше, в установленном порядке не делегировали Президенту полномочия на издание Декрета №3, который ограничивает конституционные права и свобода граждан.

Очевидно, что нормы Декрета №3 вступили в коллизию (противоречие) с предписаниями Конституции Республики Беларусь. Применение его норм ущемляет мои права.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ст. ст. 6, 353 -357 ГПК Республики Беларусь,

1.Признать настоящую жалобу обоснованной, а обжалуемые действия (бездействие) налоговых органов - заинтересованных лиц - неправомерными, ущемляющими мои права;

2.Обязать их принять меры по исключению (аннулированию) меня из числа лиц, которые признаны не участвующими в финансировании государственных расходов, и обязываются к уплате сбора, предусмотренного Декретом от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества»;

3.Взыскать с инспекции МНС (района, города, района в городе) в мою пользу расходы по оплате госпошлины в размере одной базовой величины (указать сумму), а также - на оплату труда адвоката (если они были произведены).

Приложение: копии уведомления, ответов из налоговых инспекций, квитанция об оплате госпошлины, 2 копии жалоб (по числу заинтересованных лиц).

2016г. Иванов И.И.

После всего прочего вы можете написать обращение в исполком о тяжелом материальном положении и может быть даже получить освобождение от уплаты налога в индивидуальном порядке.

Если же платить все же нужно, т.к. пришли уже субедные исполнители - платите по 1-2 рублю в мес. Т.е. вы не отказываетесь от уплаты сбора, просто сейчас нет денег - соответственно применить к вам меры принудительного взыскания будет очень непросто.
Всем успехов!

Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

В чем суть закона о введении налога за тунеядство в России в 2018 году?

Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

Вице-премьер О. Голодец в 2016 году стала одним из инициаторов введения закона. Она заявила о том, что большая часть официально неработающего населения работает и имеет доход, но не оплачивает налоги, при этом пользуется социальными услугами, включая медицину. По её словам, новый законопроект позволит увеличить поступления в бюджет и компенсировать затраты государства на обслуживание неработающей части населения. Согласно статистике, такие расходы составляют около 40-45 миллиардов рублей.

Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы. Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи. В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований. Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали. Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч. По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством. Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
  4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
  5. Инвалиды.
  6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.

Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости. Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов. Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

Избежать налога можно несколькими путями:

  1. Приобрести патент.
  2. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
  3. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
  4. Трудоустроиться на официальную работу.

Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы. Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения. К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

Вице-премьер Российской Федерации О. Голодец сообщила об обсуждении закона о тунеядстве в России в 2017 году на Совете Федерации. Трудоспособные граждане, которые официально не зарегистрированы на работе, будут платить налог в бюджет РФ.

В чем заключается проект закона?

Министерство труда России прорабатывает проект, в котором неработающие граждане будут платить за то, что они пользуются благами социальной инфраструктуры. Тип платежа на данный момент обсуждается.

Также Голодец отмечает следующее. Основная трудность заключена в том факте, что теоретически неработающие люди имеют работу, но не платят отчисления в налоговую службу и Пенсионный фонд.

В мае Министерство труда России заявило, что отечественные эксперты перенимают опыт Беларуси, в которой уже введен налог на тунеядство.

Председатель ведомства говорил, что обсуждение ведут в контексте исследования белорусского опыта. На сегодняшний день пока не осуществляют разработку нормативных правовых актов по данной теме.

Этот налог будет введен через несколько лет. Как утверждает Дмитрий Медведев, такой налог является не требованием денег с неработающих, а вовлечением в платежную систему за соцуслуги людей, которые за них не платят.

Кто будет платить налог на тунеядство в России в 2017 году?

Сенаторы серьезно взялись за дефицит соцотчислений. Этот законопроект обсуждается со всей масштабностью. Его готовят к публичной презентации. За два-три года Совет Федерации собирается посчитать неработающее население. Среди них будут определены те, кто не платит налоги, но пользуется бесплатной медициной и прочими социальными привилегиями. Вот этих людей и заставят платить.

Что делать тунеядцам?

Правительство считает, что после вступления в силу закона населению придется выбирать один из способов выхода из ситуации:

  • приобрести полис медицинского обслуживания за собственные деньги;
  • купить патент;
  • пройти регистрацию индивидуального предпринимателя и вносить средства в медицинский и пенсионный фонды;
  • найти работу с официальным трудоустройством.

На основании этого же закона будет принято решение о том, кто сможет освободиться от этого налога. Если безработный, который официально зарегистрирован в центре занятости, по объективным причинам не может найти работу, то есть вероятность, что его освободят от уплаты налогов. Например, если отсутствуют вакансии по специальности или слишком низкий уровень заработной платы. Платить этот налог не будут люди, которые законно имеют право не работать: инвалиды, пенсионеры и прочие.

Сколько денег получит государство?

После ввода этого закона в казне страны в год будет прибавляться около 45 миллиардов рублей. Именно эту сумму в регионах расходуют на оказание медпомощи безработным гражданам. По утверждению чиновников, неуместно спешить в этом вопросе. Важнее всего обнаружить людей, которые в силах оплачивать социальные взносы, но по ряду причин этого не хотят делать. Решить проблему сможет Федеральная налоговая служба.

Ущемление прав или социальная справедливость?

Здесь и речи быть не может об ущемлении прав, как сообщает Совет Федерации. Правительство ищет социальную справедливость. Должно быть равноправие в вопросе оплаты медицинского обслуживания. Почему одни платят, а другие – нет? С другой стороны, почему обязаны оплачивать медуслуги граждане, которые ими не пользуются? Ведь есть же люди, которые обращаются исключительно в частные клиники, где выше уровень услуг и нет бюрократической волокиты. Есть и те люди, у которых крепкое здоровье, и они не обращаются в медицинские учреждения, но налоги платят.

Привлечение к ответственности, а не налог на тунеядство

Дмитрий Медведев прокомментировал предложение о введении налога на тунеядство в России в 2017 году. Он опровергнул формулировки, но пояснил суть проблемы. Медведев просил не пользоваться фразой «налог на тунеядство», поскольку в современном обществе отсутствует наказание за тунеядство. Здесь говорится о привлечении к соцответственности людей, которые пользуются благами, но не платят за них.

Летом председатель Совета страны Матвиенко высказывалась по поводу того, что будет разработан законопроект, привлекающий к оплате взносов молодых тунеядцев.

Кто может увильнуть от налога?

Как утверждают эксперты, чтобы решить задачу о грамотном введении налога, необходима серьезная подготовка. Это значит, что нужно определить категории безработных на основании причин, позволяющих им быть в таком статусе и не платить налоги:

  • лица, которые не работают по причине необходимости ухода за детьми или больными родственниками;
  • жители деревни, которые получают прибыль от реализации мяса, молока, овощей или рыбы;
  • лица, получающие проценты от ренты недвижимости, дивидендов, банковских вкладов, поскольку эти люди со своих доходов и без того оплачивают налоги.

Этот список в ходе работы правительство расширит.

Для многих годовые отчисления в виде 8 тысяч рублей ощутимо ударят по бюджету. У них просто не будет средств для оплаты социальных взносов. Эксперты утверждают, что введение отчислений лучше производить поэтапно, начиная с 500 рублей в год. Если запустить пробный проект, он продемонстрирует действенность решений.