Основополагающими институтами международного валютного права являются. Международное валютное право: направления регулирования. Валютная политика России и ее правовые основы

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие международного валютного права;
  • роль международного валютного права в современных условиях;
  • предмет и методы международного валютного права;
  • статус субъектов международного валютного права;
  • источники международного валютного права;
  • соотношение международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

уметь

  • применять акты международного валютного права;
  • определять общественные отношения, подлежащие регулированию международным валютным правом;
  • определять права и обязанности субъектов международного валютного права;
  • применять источники международного валютного права;
  • разграничивать объекты правового регулирования международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

владеть

  • навыками консультирования по вопросам применения норм международного валютного права;
  • методами анализа актов международного валютного права;
  • навыками правовой экспертизы норм международного права, регулирующих валютные отношения.

Понятие международного валютного права и его роль в современных условиях

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значение международного валютного права, регулирующего международное сотрудничество государств в валютной сфере и содержащего международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области валютных отношений.

Имевшие место в прошлом и ныне существующий кризисы обострили потребность в более эффективном правовом регулировании мировой экономики и обслуживающих ее международных валютно-финансовых отношениях как на государственном, так и на международном уровнях и доказали потребность в усилении многосторонних механизмов такого регулирования. В первую очередь требуется четкое правовое регулирование тех валютных отношений и операций, которые затрагивают интересы всех или большинства стран.

Международное финансовое (валютное) право должно сыграть положительную роль в своевременном выявлении надвигающихся кризисов, их предупреждении и преодолении возможных отрицательных последствий.

В условиях интеграции государств в мировую валютную систему усиливается роль международного валютного права, поэтому оно будет все больше утверждаться на региональном и универсальном уровне, что связано в том числе со стремлением многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой устранить трудности, связанные со своими платежными балансами, и решить проблемы возврата по иностранным кредитам.

Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все международно-правовые средства, методы и механизмы международно-правового регулирования трансграничных перемещений иностранной валюты.

В трудах ученых были предложены разные наименования отрасли, регулирующей международные валютно-финансовые отношения: международное валютное право, международное финансово право, международное валютно-финансовое право, международное финансовое и валютное право, валютно-банковское право и т.д. Но наиболее часто в последнее время используется термин "международное финансовое право", который, по мнению ряда авторов, больше других подходит для данной отрасли, поскольку понятие "финансовые отношения" является более широким по своему содержанию, чем понятие "валютные отношения". Необходимо отметить, что содержание валютного права по-разному воспринималось и воспринимается доктриной. Общая цель различных концепций международного финансового права состоит в том, чтобы установить согласованный подход к регулированию многообразных валютно-финансовых отношений как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Рассмотрим некоторые из них.

Довольно большая группа юристов-международников придерживается концепции отнесения комплекса валютных норм к системе международного финансового права, либо выделяя в его рамках подотрасль "международное валютное право", либо рассматривая комплекс норм, регулирующих валютные правоотношения, в качестве особого института международного финансового права (Л. П. Ануфриева, Л. И. Волова, И. И. Лукашук, Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, В. М. Шумилов).

Е. А. Ровинский еще в середине XX в. поднимал вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли и определял международные финансовые отношения как межгосударственные отношения, а международные валютно-кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права признавал посредниками в отношениях государств .

И. И. Лукашук считает, что именно ввиду преобладания в системе финансовых правоотношений валютных отношений ряд авторов эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом .

Г. М. Вельяминов придерживается наименования "международное валютно-финансовое право", но и регулирование международных валютно-кредитно-платежных взаимоотношений государств рассматривает в системе международного торгового права. Далее он еще раз подтверждает, что включает международные валютные отношения в международное торговое право, а международное валютное право наряду с другими комплексами норм вводит в систему международного финансового права .

В. М. Шумилов в более ранних работах признавал международное валютное право вначале отраслью, потом подотраслью международного финансового права, а позже квалифицировал его как институт международного финансового права. Он отмечал, что применительно к международной валютной системе можно констатировать: комплекс международно-правовых норм в ней заметен и является приоритетным. Эти нормы и составляют международное валютное право как институт международного финансового права .

Он особо отмечал факт смешения отраслей международного финансового и валютного права: "Движение товаров и услуг сопровождается транснациональным движением валютнофинансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует международное финансовое право (как отрасль международного экономического права), иногда называемое международным валютным правом" . При этом он считает, что название "международное финансовое право" является более правильным, чем используемый в научной и учебной литературе термин "международное валютное право".

С точки зрения Л. П. Ануфриевой, "международное финансовое право выступает одной из динамично развивающихся подотраслей современного международного экономического права" . Она включает комплекс норм, регулирующих валютные отношения, в систему международного финансового права.

В то же время автор отмечает, что "валютное право" выделяется и в отечественной, и в зарубежной доктрине и поэтому следует провести соотношение "валютного права" с "международным финансовым правом". По ее мнению, нужно брать во внимание "ключевые аспекты понимания существа явления, именуемого “международным валютным правом”" .

О. А. Сафина на основе анализа особенностей международного валютного права приходит к заключению, что "его следует рассматривать в качестве института международного финансового права" .

Е. Е. Иванова включает международные валютные отношения в виды международных финансовых отношений, но при этом считает, что "международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом" .

Некоторые ученые (Л. А. Лунц, А. Б. Альтшулер, В. И. Лисовский) именуют совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные валютно-финансовые отношения, международным валютным правом. Они рассматривают международные кредитно-денежные и расчетные отношения именно как институты международного валютного права .

Благодаря их усилиям в 70–80 гг. XX в. активизировались усилия юристов по разработке концепции международного валютного права.

Непосредственно проблемами международного финансового (валютного) права занимался А. Б. Альтшулер, который отождествлял понятия "валютные отношения" и "финансовые отношения" и сделал ценный вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права.

Он обратил внимание на специфический характер его предмета, а именно регулирование правоотношений с валютой и валютными ценностями, и обосновал необходимость объединения в отрасль международного валютного права норм международного и национального права .

Актуальность проблемы совершенствования регулирования международных валютных отношений отмечалась отечественными учеными еще в 60–70 гг. XX в.

В. И. Лисовский считал, что международные финансовые отношения являются разновидностью международных экономических отношений, но при этом они обладают четко выраженными характерными особенностями и могут именоваться международным валютным правом .

В систему международного финансового права включают совокупность норм, регулирующих международные валютные отношения, и известные французские юристы Д. Карро и П. Жюйар. Они указывают, что "предпочтительнее говорить о международной валютной и финансовой системах, при этом первая больше затрагивает межгосударственные интересы, вторая – частные интересы" .

Известный немецкий ученый В. Ф. Эбке определяет место норм международного валютного права в системе международного финансового права, но, с его точки зрения, международное финансовое право является комплексной частно-публичной правовой отраслью и основу его составляют международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционного права .

С таким утверждением согласиться нельзя, поскольку автор смешивает две самостоятельные правовые системы: международное публичное право и международное частное право.

На самом деле предмет международного валютного права составляют правоотношения между публичными лицами, возникающие по поводу их действий в международной валютной системе, и правоотношения между публичными лицами, касающиеся национальных и иностранных валют, прежде всего определения валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют.

Подобной позиции придерживается и другой зарубежный юрист Р. С. Рендел. Он определяет "международное финансовое право как совокупность частноправовых и публично-правовых норм, регулирующих отношения по поводу международного движения капитала, существенную роль в которых играют международные валютно-финансовые и кредитные организации и институты" . С такой оценкой согласиться нельзя.

По нашему мнению, к сфере международного финансового права нужно относить только публичные отношения, а частноправовые входят в предмет регулирования международного частного права, в котором, как известно выделяется институт "правовое регулирование международных финансовых и расчетных отношений".

Точки зрения о смешении норм публичной природы и частной природы при регулировании международных финансовых (валютных) отношений придерживается и Дж. Нортон. Он отмечает, кроме того, тесную взаимосвязь норм сложного комплекса soft law с обязывающими международными договорами, актами национального законодательства. При регулировании этих отношений он особо выделяет комплексный характер норм права, проявляющийся в том, что "исследуемые связи регламентируются отраслями, принадлежащими к различным системам права: международной и национальной" .

Третья группа ученых (Ю. М. Колосов, E. С. Кувшинов, М. В. Кучин) придерживается мнения, что отсутствует необходимость разделять две отрасли права – международное финансовое право и международное валютное право – и поэтому следует говорить о едином валютно-финансовом праве .

В настоящее время некоторые ученые высказывают мнение о потенциальной возможности обособления правовых норм, регулирующих валютные отношения в самостоятельную отрасль права .

Так, например, Б. Ю. Дорофеев, Η. Н. Земцов, В. А. Пушин выдвигают тезис о становлении самостоятельной отрасли права – валютного права, тем более что в зарубежной науке и практике подобные структуры права уже давно выделяются. Эти ученые представляют валютное право как отрасль российского права и указывают, что валютное законодательство РФ к 1999–2000 гг. достаточно прочно обособилось от других отраслей законодательства .

В. И. Давлиева также пишет о формировании, но уже международного валютного права .

Необходимо отметить, что есть основания в пользу такой позиции, а именно: особенность валютных отношений, свидетельствующая об их самостоятельном характере, а также то, что валюта в большинстве государств является особой и неотъемлемой составной частью экономики, и то, что валютные отношения уже обособились от других видов отношений.

Действительно, валютные правоотношения имеют значительное сходство с финансовыми правоотношениями.

В перспективе, учитывая темпы разработки международноправовых валютных документов, специфику и огромную значимость регулируемых международным валютным правом отношений, возможна ситуация с выделением валютного права в качестве самостоятельной отрасли.

С нашей точки зрения, в современный период, характеризующийся валютной интеграцией государств, происходит заметное развитие важного института международного финансового права – международного валютного права, эволюция которого происходит под воздействием объективных объединительных процессов на глобальном и региональном уровнях, особенно заметных на фоне того, что международное финансовое право представляет собой подотрасль международного экономического права, однако, к сожалению, на сегодняшний день содержание института международного валютного права полностью не определилось.

Специалистами сформулировано несколько определений международного валютного права, которые носят общий характер и не отражают всех характерных признаков этого специфического института международного права. Наиболее часто встречающееся определение таково: международное валютное право – это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность существующих и находящихся в стадии становления международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных валютных отношений.

В связи с вышеприведенными разночтениями в оценке следует решить вопрос о юридической сущности международного валютного права и дать ему оценку, тем более что развитие этого института международного финансового права происходит весьма активно, поскольку ускоряется и увеличивается объем движения товаров и услуг на мировых рынках, сопровождающееся транснациональным продвижением валютно-финансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах.

Целью международного валютного права является также устранение препятствий для межгосударственных валютных операций. В структуре валютного правоотношения выделяются в качестве его элементов субъект, объект и содержание.

  • См.: Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Сов. государство и право. 1965. № 2. С. 66.
  • См.: Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть / И. И. Лукашук. М.: БЕК, 1997. С. 199.

На сегодняшний день широкое развитие характерно для валютной, кредитной, инвестиционной интеграции стран всех регионов мира. Глобализационные процессы максимально проявлены в валютной сфере, что, в первую очередь, приводит к расширению и углублению взаимной зависимости между валютными рынками, режимами и к международному валютному сотрудничеству между странами и предпринимателями. Российские предприятия с высокой активностью начали освоение валютного пространства зарубежных стран, при этом важно ориентироваться в валютном законодательстве других государств для успешного ведения кредитной расчетной деятельности на его территории.

Изменения, происходящие в валютном режиме различных стран, включая Российскую Федерацию (РФ), связаны с мировыми требованиями унификации валютного регулирования и контроля. Это дает возможность для резидентов (предпринимателей национальных государств) самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами (предприниматели зарубежных стран).

Замечание 1

По мере развития международных валютных отношений и при условии расширения расчетных операций валютные системы стран претерпевают существенные изменения. На сегодняшний день отождествлять их с международной валютной системой не всегда корректно.

Принципы валютного регулирования

Международное валютное право в своем развитии зависит от глобализации, где более заметно воздействие европейского валютного регулирования, изменение валютного контроля, усиление значения банковского законодательства, страхования, унификация основных гражданских институтов права. По этой причине базовые направления международно-правового регулирования отношений в области валюты можно отнести к задачам обеспечения единого мирового валютного режима при наличии условий выросшей специфики регулирования каждого национального рынка валюты.

Основными правовыми принципами валютного контроля и регулирования, которые сформировала международная практика валютных отношений, являются:

  • главная роль экономических мер в процессе осуществления государственной политики в сфере валютного регулирования;
  • исключение неоправданного государственного вмешательства, включая невмешательство государственных органов, в операции, которые осуществляют с валютой резиденты и нерезиденты;
  • единая внешняя и внутренняя валютная политика в стране;
  • единая система валютного контроля и регулирования;
  • защита со стороны государства прав и экономических интересов, которые проявляют резиденты и нерезиденты при проведении операций с валютой.

Международное регулирование валютных отношений на территории стран, которые не обладают свободно конвертируемой валютой, концентрируется на определение специфики проведения операций с валютой резидентами (национальные участники валютных операций) и нерезидентами (иностранные участники операций с валютой).

Замечание 2

Они проводятся для того, чтобы обеспечить унификацию и гармонизировать нормы международного валютного контроля и регулирования.

Направления международного регулирования в валютном праве

Международная практика показала, что без наличия ограничений могут проводиться операции с валютой между резидентами и уполномоченными банками. Они связаны со следующими операциями:

  • получение и возврат займов и
  • кредитов, уплата процентов и штрафов по заключенным контрактам;
  • внесение денежных средств резидентов на счета в банке (на банковский вклад) и получение средств резидентов со счетов (банковских вкладов);
  • банковские гарантии, включая исполнение со стороны резидентов обязательств по поручительству и залогу;
  • покупка резидентами у уполномоченных банков векселей, которые выписаны этими и прочими уполномоченными банками, предъявление их к платежу и его получение, включая регресс и взыскание штрафных санкций;
  • купля-продажа физическими лицами наличности и безналичной зарубежной валюты и чеков (их номинальная сумма указывается в иностранной валюте), обмен, замена денежных знаков зарубежных стран (группы стран);
  • уплата уполномоченными банками комиссионных вознаграждений.

Нерезиденты имеют право без ограничений:

  • переводить зарубежную валюту со счетов (вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковский счет или вклад в уполномоченный банк на территории страны;
  • осуществлять операции по валюте с внутренними ценными бумагами на территории национальных государств, учитывая требования, которые установлены антимонопольным законодательством и законами о рынках ценных бумаг.

Контроль внутреннего валютного рынка государства осуществляется посредством центрального (национального) банка страны. Здесь покупку и продажу иностранной валюты производят с помощью уполномоченных банков в соответствии с правилами межбанковской валютной биржи.

Замечание 3

Для кредитных компании существуют требования в области оформления документов при покупке и реализации наличности в иностранной валюте.

Для того, чтобы обеспечить стабильность национального валютного рынка, резидентами должны соблюдаться несколько требований:

  • резиденты государств, в которых действует неконвертируемая валюта, должны подать уведомления в налоговый орган по месту своего учета о том, что они произвели открытие (закрытие) счетов;
  • резиденты могут перевести на собственные счета, открытые в банках за рубежом, средства с собственных счетов в уполномоченных банках или прочих счетов, которые открыты в банках за пределами страны, в ограниченном размере;
  • на счета резидентов, которые открыты в банках иностранных государств-членов ОЭСР или ФАТФ, зачисляются кредиты и займы в зарубежной валюте, которые получены по кредитным договорам и договору займа с организациями нерезидентами, которые являются агентами правительств зарубежных стран, а также по договорам кредита и займа, которые заключаются с резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ;
  • резиденты имеют право без ограничений вести валютные операции со средствами, которые зачислены на счета банков за пределами страны. Исключением являются валютные операции между резидентами, которые установлены в специальном списке центрального государственного банка.

Органы и агенты валютного контроля, в том числе их должностные лица, обладают компетенцией в области:

  • проведения проверок о соблюдении резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм мирового валютного регулирования;
  • проведения проверок полного и достоверного учета и отчетности в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • запроса и получения документов и сведений, относящихся к проведению валютных операций, открытию и ведению счетов;
  • выдачи предписаний об устранении выявленного нарушения международных и национальных норм законов в области валюты.

Резиденты и нерезиденты, которые осуществляют валютные операции, вправе:

  • знакомства с актами проверок, которые проводятся органами и агентами валютного контроля;
  • обжалования решений и действий (бездействие) органов и агентов валютного контроля, включая их должностных лиц;
  • возмещения в установленном законом порядке реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также агентов валютного контроля (включая должностных лиц).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Научный подход к характеристике международного валютного права отличается дискуссионностью. Существуют различные взгляды относительно предмета международного валютного права, субъектов международного валютного права и места международного валютного права в правовой системе. Обратимся к некоторым точкам зрения в определении содержания международного валютного права, что позволит более полно уяснить его многообразие. Во-первых, международное валютное право в условиях глобализации может рассматриваться как совокупность правовых норм, определяющих правовую основу функционирования мировой валютной системы. При этом надо учитывать, что такая система будет лишена какого-либо проявления национальных особенностей валютных отношений различных государств. В настоящее время существуют региональные валютные системы, объединяющие валютные отношения нескольких государств и подчиняющиеся единым валютно-правовым нормам. Стремительное развитие международно-правового сотрудничества в валютной сфере обусловливает проявление в международном валютном праве тенденции к глобализации. Во-вторых, международное валютное право определяется как система принципов и норм, регулирующих широкий комплекс отношений государств и других субъектов международного права по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами 27. В настоящее время большинство ученых признает существование международного финансового права, неотъемлемой частью предмета которого являются валютные правоотношения. Так, международное финансового право определяется как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения 28 или это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации 29 По мнению А.Б. Беляева «международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) . Сторонники этой точки зрения в качестве участников международных валютных правоотношений признают исключительно публичных субъектов (государства, международные организации, органы государственной власти и т.д.). В-третьих, международное валютное право рассматривается в единстве частного международного валютного права и публичного международного валютного права. Такой взгляд на международное валютное право не является новым. В фундаментальном труде Вернера Ф. Эбке «Международное валютное право» указано, что основу международного финансового права составляют международное частное валютное право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционального права. При этом под международным частным валютным правом понимается совокупность коллизионных норм, определяющих наличие и характер ограничений для текущих международных расчетов и трансграничного движения капиталов, которые следует учитывать судье при рассмотрении судебных дел по применению валютного законодательства. 27 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. 28 Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., ООО ТК Велби, 2003. С. 393. 29 Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2001. Межд. Отн. С. 649. валютное право в качестве институционного права составляют основу международного финансового права» 30 Некоторые авторы рассматривают международное валютное право как правовое образование в системе международного экономического права. Так, Волова Л.И. рассматривает международное финансовое право и международное валютное право как самостоятельные подотрасли международного экономического права. Основное различие между этими правовыми образованиями проводится по объекту правового регулирования, так как к сфере регулирования валютного права относятся только валютные ценности и валютные операции, а к сфере финансового – все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами, денежными средствами. Следуя этой концепции и оценивая место международного валютного права в правовой системе получается, что международное финансовое право является комплексной, частно-публичной отраслью права. Однако в теории финансового права общепризнано, что это самостоятельная публично-правовая отрасль права. В научной литературе существуют и различные подходы в вопросе определения "внутриотраслевой" принадлежности международного валютного права, т.е. принадлежности к той или иной отрасли (подотрасли) права или отраслевой самостоятельности международного валютного права. 31 А.Б. Альтшулер сделал вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права и определил его следующим образом: «совокупность юридических норм (международно-правовых и национально-правовых), регулирующих специфический комплекс возникающих в международной жизни отношений различных по своей природе субъектов (государств, кредитных международных организаций, банков, других. 30 Беляев А.В. Международно-правовое регулирование Европейской валютной системы. М., 1998. С. 41. 31 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. юридических, а также физических лиц), предметом которых являются валюта и иные валютные ценности» 32 Определяя место международного валютного права в системе права необходимо рассматривать его в системе международного финансового права. В науке необходимость обособления международных финансовых норм признавалась учеными давно. Так, вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли ставил Е.А. Ровинский. «Объединение совокупности однородных финансово-правовых норм в отрасль международного прав позволит классифицировать их по видовым признакам (нормы бюджетного права; нормы, регулирующие межгосударственные кредитные, расчетные и валютные отношения). Тем самым будет создана прочная основа для квалифицированного и эффективного применения этих норм в практике межгосударственных финансовых отношений. 33 Обоснованной является точка зрения В.М. Шумилова, что международное валютное право является институтом международного финансового права, предметом которого выступают две группы международных правоотношений: правоотношения между публичными лицами по поводу их поведения в международной валютной системе; правоотношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, касающихся национальных и иностранных валют, прежде всего валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют, а также правового положения участников международных валютных отношений. 34 Международное валютное право – это институт международного финансового права, объединяющий нормы, регулирующие валютные отношения международного характера, объектом которых выступает согласование внутренних и внешних валютно-правовых режимов. . 32 Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., ИМО. 1984. 33 Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 66. 34 Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. М., Межд. Отн. 2005. С. 220-221. Отношения, регулируемые в рамках международного валютного права обладают некоторыми особенностями. Международное валютное право регулирует отношения между публичными субъектами (межгосударственные валютные отношения). В качестве субъектов признаются государства и международные организации (публичные субъекты). Международное валютное право использует координационный метод, так как субъектами выступают государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования интересов. Государство и его органы, а также международные организации являются основными субъектами, участвующими в реализации международных валютных отношений. Взаимодействуя с частными субъектами в международных финансовых отношениях публичные субъекты имеют при этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммунитетом при осуществлении операций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публичных финансовых отношений посредством правового регулирования оказывают позитивное влияние на состояние национальных, региональных и международных валютных отношений. Опосредованно частные субъекты национального валютного права оказываются под воздействием международно-правового регулирования. Однако субъектами международного валютного права при этом они не становятся. Так, например, в 90-х годах 20 века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 г. (когда Россия приняла на себя обязательства по ст. VIII Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют) в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля по международным текущим операциям с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.

10.3. Соотношение норм национального и международного валютного права . Нормы международного валютного права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в валютной сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное валютное право является производным от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного валютного права государств не следует ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального валютного права или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выяснении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Следует учитывать, что международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" 35 35 Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин и др. Курс международного права. В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. С. 17. , состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права. Понимание международного права и внутригосударственного права как двух различных систем права характерно для дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права: "международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях" 36. Впрочем, с точки зрения монистической теории соотношения международного и национального права международное и внутригосударственное право образуют одну (единую) правовую систему 37 Вывод о том, что отношения между национальным валютным правом и международным валютным правом характеризуются взаимодействием, . Каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач. Взаимодействие национального валютного права и международного валютного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Взаимодействие во внутригосударственной валютной сфере проявляется в правоприменительной деятельности и в правотворческой деятельности. В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права. 36 Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1. М., 1999. С. 131. 37 Подробнее об этом см.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. С. 57 - 86. можно сделать на основе анализа Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Определяя порядок взаимодействия внутригосударственного и международного права, Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, конституционно признается возможность прямого действия общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ во внутригосударственной сфере, непосредственного применения договорных положений для регулирования внутригосударственных валютных отношений. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других публичных субъектов права по выработке сходных или общих форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе выражается прежде всего в применении международных норм для урегулирования внутригосударственных отношений. В новых экономических и социальных условиях правовые системы различных государств должны быть совместимы и способны взаимодействовать друг с другом. Это достигается, во-первых, признанием приоритета международного права над внутренним, во-вторых, интенсивным изменением внутреннего права под влиянием международного. Дальнейшее углубление взаимодействия внутригосударственного и международного права требует и обусловливает гармонизацию российского законодательства с законодательством стран СНГ и Европы. Необходимость сближения валютного законодательства стран СНГ определяется расположением на едином экономическом пространстве, а также традиционными экономическими и иными связями.

10.1. Международные валютные отношения как объект государственного регулирования .

В конце XX века уровень глобализации достиг такого уровня, что возможности государств добиться экономического и социального подъема в одиночку резко сократились. Поэтому неотъемлемой чертой взаимоотношений государств современного периода является стремление к валютному сотрудничеству, интеграция в валютно-финансовой сфере. Этот процесс повлек стремительное развитие международных валютных отношений, выступающих специфическим объектом государственного регулирования. В литературе международные валютные отношения определяют как совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность 24 Государственное регулирование международных валютных отношений осуществляется через валютную политику государств. Внутренняя политика конкретного государства направлена на создание собственного валютно-. Международные валютные отношения обслуживают международную торговлю и движение инвестиций. Они возникают при предоставлении и получении кредитов, совершении сделок купли-продажи валюты и др. Через платежные балансы, валютные курсы, расчетные операции международные валютные отношения оказывают активное воздействие на всю мировую экономику. 24 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., Дело. 2002. С. 14. правового режима через установление экономических, юридических и административных мер регулирования. Государственное регулирование направлено на развитие и укрепление международных валютных отношений, защиту интересов публичных и частных субъектов в валютной сфере, предотвращения правонарушений в области международных валютных отношений. Государственное регулирование международных валютных отношений отличается двойственностью. С одной стороны, государство взаимодействует с иными публичными субъектами в международных валютных отношениях по поводу установления общих правил поведения как для публичных, так и для частных субъектов. Государства вступают в эти отношения на основании добровольности и свободы волеизъявления. Основным правовым средством реализации отношений в рамках международного валютного права выступает метод согласования правил в международных валютных отношениях, что способствует унификации международного валютно-правового режима. С другой стороны, государственное регулирование направлено на установление национального валютно-правового режима, представляющего собой установленный законом РФ специфический порядок функционирования валютных отношений. Национальный валютно-правовой режим не существует автономно, он подвержен изменениям, происходящим в рамках международных валютных отношений, поскольку взаимодействует с другими национальными валютными системами. Публичные субъекты взаимодействуют между собой по поводу валютных курсов, условий конвертируемости, правового статуса нерезидентов и т.д. Реальное воплощение результатов подобных взаимоотношений находит в принятии международных правовых норм, воздействующих на внутренние валютно-правовые режимы государств. В международных валютных отношениях международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в валютной сфере унифицируются Сферой проявления международных валютных отношений выступает международная валютная система 25 Согласование национальной и международной валютной систем – задача публичных субъектов в процессе принятия и применения норм международного права в валютной сфере. . В международных валютных отношениях функционируют национальные и региональные валюты всех государств. С одной стороны, государства выступают по отношению друг к другу как равноправные партнеры в системе мировых хозяйственных отношений, реализуя свой экономический (валютный) суверенитет. С другой стороны, в международных валютных отношениях сталкиваются интересы различных государств. Развитые государства стремятся обеспечить в международной валютной системе преимущества своей национальной или коллективной валюте. 25 Исторически первой мировой валютной системой является Парижская валютная система. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало единственной формой мировых денег золото. Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост государств. Второй валютной системой является Генуэзская валютная система, оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Ее основой являлись золото и девизы (девизы – это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото). Третья мировая валютная система – Бреттон-Вудсская была оформлена соглашением стран (44 страны) на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в 1944 г. Основой этой системы были доллар США и золото. Ее характеризовали следующие основные черты – устанавливался паритет своих валют по отношению к доллару США; страны – члены имели право обменять принадлежащие им доллары на американское золото про официальной твердой цене (35 долл. за унцию золота (в унции 31, 1 г чистого золота)). В августе 1971 г., после того как на требование Великобритании конвертировать доллары в золото последовал отказ США, система золотодолларового стандарта перестала существовать. После 1971 г. появилась новая мировая валютная система (Смитсоновская) – долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США. Основное отличие системы долларового стандарта от золотодолларового стандарта состояло в отказе США от размена доллара на золото. В этот период значительно увеличились долларовые резервы остальных стран мира, что в условиях фиксированных курсов приводило к росту инфляции. У стран возникало стремление отказаться от привязки к доллару и в 1973 г. система долларового стандарта была отменена и начался период свободного выбора валютных курсов. Элементами национальной валютной системы являются: субъекты валютных правоотношений; объекты валютных правоотношений; режим курса национальной валюты; валютное регулирование и валютный контроль. Одной из важнейших характеристик валютно-правового режима государства валютный курс, который представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, евро). Количество национальной и иностранной валюты в экономике государства должно быть сбалансированным. Это означает, что между национальной и иностранной валютами под влиянием рыночных и административных факторов складывается определенное соотношение – цена одной валюты в единицах другой валюты. Такое соотношение называют валютным курсом. Валютный курс может формироваться под влиянием преимущественно рыночных механизмов, а может жестко устанавливаться государством. В первом случае национальная валютная система характеризуется открытостью для международных валютных отношений. Во втором случае государство фиксированным валютным курсом ограждает национальную валютную систему от внешних валютных рынков. Воздействуя на валютный курс, государство тем самым управляет экспортно-импортными отношениями. Так, если национальная валюта слабее и колебание курса превышает определенные границы, государство (как правило, центральный банк) скупает национальную валюту в обмен на иностранную. Слабеющая национальная валюта делает более выгодным экспорт товаров, чем импорт. Усиление курса национальной валюты, наоборот, делает более выгодным импорт. Таким образом, если воздействовать на валютный курс в одностороннем порядке это неизбежно затронет государственные и частные интересы иных субъектов международных валютных отношений, что может вызвать конфликты в валютной и внешнеэкономической сферах. В соответствии со ст. 53 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные котировки 26 Официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным иностранных валют по отношению к рублю. Порядок установления официальных курсов определяется Положением об установлении Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Курсы основных валют, используемых в Российской Федерации во внешнеэкономических расчетах, и курс СДР устанавливаются в следующем порядке. Банк России каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю. Официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывается Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и курса доллара США к СДР, установленного Международным валютным фондом на предыдущий рабочий день. 26 Определение и установление курса иностранной валюты к национальной называется котировкой. Котировка осуществляется двумя методами – прямым и косвенным. При прямой котировке стоимость единицы иностранной валюты выражается в национальной денежной единице. Например, 1 долл. = 30, 45 руб. При косвенной котировке стоимость единицы национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств. Информация об официальных курсах иностранных валют к российскому рублю направляется для распространения в средствах массовой информации. В частности, информация об утвержденных официальных курсах иностранных валют к российскому рублю публикуется в "Российской газете", "Вестнике Банка России". Эффективность государственного регулирования международных валютных отношений во-многом зависит от уровня интеграции в валютной сфере. Мировой опыт показывает, что существует несколько путей взаимодействия государств в валютной сфере. Необходимость европейской валютной интеграции объясняется многосторонностью экономических связей в Европе, что вызвало потребность обеспечения системы многосторонних расчетов. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы с переходом к плавающим курсам европейским валютам стали характеризоваться индивидуальными курсами. В целях поддержания стабильности многосторонних расчетов страны Сообщества создали Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эта мера позволила удерживать в большинстве случаев национальные курсы в рамках единого коридора. Кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал неэффективность коллективной привязки курсов, поскольку держать свыше десяти разных валют на одном уровне больше уже не получалось. Европейское Сообщество решило отказаться от собственных валют, создав единую валюту - евро. Таким образом, европейский вариант взаимодействия в валютной сфере заключается в создании валютного союза на базе экономического с единой валютой европейского происхождения. В Латинской Америке в 60-80 годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Карибский стабилизационный фонд. Идея создания общей расчетной единицы не была реализована и государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта – центральноамериканский песо – использовалась лишь для взаимного зачета требований. В 90-е годы в Латинской Америке усиливается процесс долларизации, что было вызвано резким ухудшением экономического положения ряда стран латиноамериканского региона и усилением внешнеполитического влияния США. Так, в 2000 г. Эквадор отказался от национальной валюты – сукре, поменяв ее на доллар США, а Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики. Таким образом, латиноамериканский путь интеграции валютно-финансовой сферы основан на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего денежного обращения. В Африке существует два валютных союза – Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз, расчетной единицей которых является франк африканского сообщества – франк КФА, который привязан к французскому франку. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения коллективной денежной единицы – афро. Африканский вариант валютного пространства основан на привязке счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние. Таким образом, существуют различные варианты валютной интеграции, а именно: валютный союз на базе экономического с единой валютой европейского происхождения; единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего оборота; привязка счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние.

Валютное право существует как публичное и частное право, причем «публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право – это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей» (О. Кольс). В отечественной доктрине МЧП термин «международное частное валютное право» практически не используется. Употребляется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Термин «международное частное валютное право» имеет несколько парадоксальный характер – одновременно и частное, и валютное. Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частно‑правовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) МЧП, имеющий устойчивый характер и особый предмет регулирования; это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частно‑правового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств.

Предмет регулирования международного частного валютного права – международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. «Валютой» принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов (М. Г. Степанян).

Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство (Л. А. Лунц). В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа (Дж. Фалконбридж).

Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой (Л. А. Лунц). В валютных обязательствах различаются:

– денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, – валюта долга;

– денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, – валюта платежа.

«Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне – фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате «100 фунтов стерлингов в долларах США», то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар – валютой платежа» (Л. А. Лунц). В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об «эффективном платеже», что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

Возможность обмена национальной валюты на валюту любого другого государства решается по национальному законодательству. Основной критерий в этих операциях – конвертируемость валюты. Ограничения конвертируемости валюты – это правовые препятствия, связанные с особенностями национального валютного регулирования.

Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно‑кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица – это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей (М. Г. Степанян). Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.

СПЗ (специальные права заимствования – SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяются между странами – членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с «мультивалютной оговоркой» в СПЗ (Р. А. Ражков). Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Поскольку курсы этих валют плавающие, «плавает» и курс SDR (Г. Вельяминов). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица «золотой франк» (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR= 3,061 GF.

Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица экю, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. экю утратила свое значение.

С 1 января 1999 г. для стран – участниц Европейского Союза введена единая валюта – евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:

– уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;

– дефицит бюджета должен составлять не более 3 % от ВВП, государственный долг – быть ниже 60 % ВВП или стремиться к этому значению;

– страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;

– национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.

Валютные операции на территории РФ регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Основной нормативный акт – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Нормы российского валютного законодательства имеют административно‑правовой характер, но обладают и частно‑правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично‑правовые нормы валютного права часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом иностранного государства.