Что предусматривал план дауэса. Державы и план дауэса. Смотреть что такое "план дауэса" в других словарях

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии.

Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции.

В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства.

Согласно «Плану Дауэса» возрождение германской промышленности было рассчитано на реализацию ее продукции на рынках стран Восточной Европы и СССР, которые должны были стать аграрно-сырьевыми придатками германского промышленного комплекса.

Превращение Восточной Европы и СССР в рынки сбыта германской промышленной продукции, помимо прибылей американским банкам, ставшим фактическими владельцами германских промышленных концернов, решало еще 2 основных для американцев задачи: ликвидация французского влияния в Восточной Европе и недопущение индустриализации СССР. Один из соавторов и исполнителей «Плана Дауэса», германский банкир Шахт, подводя его итоги в 1929 г. с удовлетворением отмечал, что «Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой Мировой войне». К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после США (44%).

В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов, длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

Вот как оценивает итоги «плана Дауэса» американский исследователь Ральф Эпперсон: «Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны». В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам.

Принадлежавшая Рокфеллеру «Стандарт Ойл» контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля.

Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна «И.Г. Фарбениндустри». Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи «ИТТ» они контролировали 40% телефонной сети Германии и 30% акций авиастроительной фирмы «Фокке-Вульф». Через «Дженерал электрик» Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов «АЭГ», «Сименс», «Осрам». Через «Дженерал моторз» Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн «Опель». Генри Форд контролировал 100% акций концерна “Фольксваген”.

К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились такие ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения. Всего 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Донат банк» и ряд других.

Говоря о значении “Плана Дауэса” в отношении СССР с точки зрения американского и английского финансового капитала, министр иностранных дел Англии О. Чемберлен в феврале 1925 г. отмечал, что «Россия нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы - угрожающая, не поддающаяся учету, но, прежде всего, обособленная». Поэтому, по его мнению, необходимо: «определить политику безопасности вопреки России и даже, пожалуй, за счет России». Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.

Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.

ПЛАН ДАУЭСА - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

План Дауэса был принят в 1924 году. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924 года. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924 года, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в Плане Дауэса была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. золотых марок. Англо-американские творцы Плана Дауэса исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. План Дауэса предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность Плана Дауэса, показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать План Дауэса Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в Плане Дауэса на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

План Дауэса не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-1925) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-1926) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-1927) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-1928) - 1 750 млн. золотых марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей План Дауэса предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений План Дауэса предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета План Дауэса предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие Плана Дауэса, таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 года (...), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, План Дауэса явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь Плана Дауэса Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником Плана Дауэса - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с Планом Дауэса. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять План Дауэса. Окончательное принятие Плана Дауэса состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с Планом Дауэса, а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с Планом Дауэса. 1. IX 1924 года он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 процентов суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

План Дауэса фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок - вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). План Дауэса просуществовал немногим более 5 лет, до его замены (...).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

ПЛАН ДАУЭСА

Репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга (см.).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ПЛАН ДАУЭСА" в других словарях:

    Генерал Чарльз Гейтс Дауэс. 1 … Википедия

    - (англ. Young Plan) второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса. План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного… … Википедия

    Слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость … Википедия

    Репарац. план для Германии, разработанный междунар. к том экспертов под председательством амер. банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 авг. 1924 Лондонской конференцией представителей держав победительниц в 1 й мировой войне и Германии. Д. п. был… … Советская историческая энциклопедия

    Второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 и служивший тем же целям, что и План Дауэса (см.). По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные… … Дипломатический словарь Дауэса план - (Dawes Plan) (1924), план получения ре параций от Германии после 1 й мировой войны. Учитывая крах нем. марки и неспособность Веймарской республики выплачивать репарации, Союзная комиссия по выплатам под председательством амер. финансиста Чарлза Г … Всемирная история

    Репарационный план для Германии, разработанный Международным комитетом экспертов под руководством Ч. Г. Дауэса и утверждённый 16 августа 1924 на Лондонской конференции держав победительниц в 1 й мировой войне. Предусматривал предоставление… … Энциклопедический словарь

Дауэса план (Dawes Plan) (1924), план получения ре-параций от Германии после 1-й мировой войны. Учитывая крах нем. марки и неспособность Веймарской республики выплачивать репарации, Союзная комиссия по выплатам под председательством амер. финансиста Чарлза Г. Дауэса предложила план, согласно к-рому Германия должна была платить репарации, исходя из возможностей, по скользящей шкале. Во избежание конфликта с Францией, требовавшей единовременной уплаты крупной суммы репараций и оккупировавшей Рур с целью обеспечить их выплату, эксперты обошли вопрос об определении общей суммы, разработав вместо этого ежегодный график платежей. Неспособность Германии обеспечить эти выплаты привела к провалу Д.п. и замене его планом Юнга.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДАУЭСА ПЛАН

репарац. план для Германии, разработанный междунар. к-том экспертов под председательством амер. банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 авг. 1924 Лондонской конференцией представителей держав-победительниц в 1-й мировой войне и Германии. Д. п. был направлен прежде всего на восстановление военно-пром. потенциала Германии и возрождение агрессивного герм. империализма, к-рому предназначалась важная роль в борьбе против Сов. Союза и революц. движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали также, что он укрепит капиталистич. систему во всей Зап. Европе и будет способствовать созданию антисов. коалиции империалистич. держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долл., в т. ч. 110 млн. долл. амер. банками, для стабилизации марки. Д. п. установил размеры платежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, в последующие годы по 2,5 млрд. марок в год. Эта сумма, считавшаяся "нормальным репарационным платежом", могла быть увеличена пропорционально повышению т. н. индекса благосостояния Германии. Были установлены след. осн. источники репарац. платежей: поступления в гос. бюджет от косв. налогов на ряд предметов потребления, таможенные сборы (50% "нормальных платежей"), налог на транспорт и взносы в счет погашения облигаций, специально выпущенных для этой цели акц. об-вом ж. д. и пром. компаниями. Частные капиталистич. компании путем усиления эксплуатации рабочих переложили на них осн. тяжесть репараций. Бремя повышения цен на предметы потребления вследствие увеличения косвенных налогов и пошлин также ложилось на трудящиеся массы страны. В связи с принятием Д. п. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации из Рура франц. и бельг. войск, оккупировавших этот важный воен.-пром. р-н в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки, к-рые она найдет в Сов. Союзе, и что усиленный ввоз герм. пром. товаров в Сов. Союз подорвет социалистич. индустриализацию и ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарац. вопроса, поддержание стабильности герм. марки и ликвидация рурского кризиса создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностр. капитала. К сент. 1930 сумма иностр., гл. обр. амер., капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма герм. репарац. платежей за тот же период - только немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы, хлынувшие в Германию в результате принятия Д. д., способствовали восстановлению герм. воен.-пром. потенциала. Д. п. явился важной вехой на путн подготовки Германии к войне. Однако стабилизация капитализма в Германии и др. зап.-европ. странах оказалась лишь временной. Полный крах потерпели надежды авторов Д. п. на экономич. удушение Сов. Союза. Д. п. не смог также разрешить глубоких противоречий между империалистич. державами и создать предпосылки для их объединения против СССР. В 1929-30 Д. п. был заменен планом Юнга (см. Юнга план). В 20-х гг. 20 в. в период ожесточенной политич. борьбы по вопросам, связанным с Д. п., в бурж. лит-ре разных стран сложились два осн. направления. Одно из них поддерживало и распространяло версию самих авторов Д. п. о том, что эта империалистич. программа будто бы спасла народы "от великих бедствий" и несла им "мир и процветание". Эта версия была сформулирована, в частности, в книге ближайшего сотрудника Ч. Дауэса по к-ту экспертов Дауэса Руфуса (С. Dawes Rufus, The Dawes plan in the making, Indianapolis, 1925) и получила в 20-х гг. широкое распространение в буржуазной литературе США, Англии, Франции, Германии и др. стран (S. Brooks, America and Germany 1918-1925, N. Y., 1925; J. Kayser, Ruhr ou plan Dawes? Histoire des r?parations avec une chronologie, P., 1925, R. Dalberg, Die neue deutsche W?hrung nach dem Dawes-Plan, В., 1924, и др.). Др. направление отражало точку зрения бурж. оппозиции принятию Д. п. В Германии оно представляло крайне реакц. и агрессивные круги крупной буржуазии и юнкерства, не желавших идти даже на врем. компромисс с державами-победительницами (W. D. Preyer, Die Dawes-Gesetze. Deutschlands wirtschaftliche Versklavung, В., 1925). В лагере победителей оно отражало взгляды тех слоев буржуазии, к-рые не считали необходимым допускать значит. усиления позиций герм. и амер. империализма в Европе (G. Furst, De Versailles aux experts, P., 1927). Эти авторы высказывали недовольство уменьшением репарац. платежей и сомнения в том, что Д. п. принесет мир. Общим для бурж. историографии является игнорирование антисов. направленности Д. п. и тенденция к затушевыванию противоречий между осн. империалистич. державами, к-рые обострились в процессе осуществления Д. п. После 2-й мировой войны усилилось стремление бурж. историографии разл. стран выработать общую линию в оценке Д. п. В этом отношении немалое значение имеют спец. конференции историков и офиц. лиц США, Германии и др. стран (по вопросам герм.-амер., герм.-англ. отношений и др.). Рекомендации этих конференций отражают апологетич. точку зрения по вопросу о Д. п. Однако история настолько ярко продемонстрировала роль Д. п. в подготовке герм. агрессии, что трактовать его как "программу мира" стало невозможно. Речь пошла в основном о развитии герм. экономики с помощью амер. капитала, об отказе в результате осуществления Д. п. от "политики силы", проводившейся Францией, о принятии Германии в связи с Д. п. "как равной в семью народов" и т. д. Характерно подчеркивание тесного сотрудничества между амер. и герм. монополиями в процессе осуществления Д. п. и полное замалчивание ожесточ. конкурентной борьбы между ними (Deutschland und die Vereinigten Staaten. Empfehlungen der 2. amerikanisch-deutschen Historikerkonferenz ?ber die Behandlung der amerikanisch-deutschen Beziehungen vom 18. Jahrhundert bis 1941, Braunschwieg, 23 bis 31 August, 1955, S. 18-19, 39-40). В соответствии с этими установками написана, напр., кн. Гешера (D. В. Gescher, Die Vereinigten Staaten von Nordamerika und die Reparationen 1920-1924. Eine Untersuchung der Reparationsfrage auf der Grundlage amerikanischer Akten, Bonn, 1956). В то же время значит. часть бурж. историков уклоняется от рассмотрения политич. вопросов, связанных с Д. п. Они ограничивают свое исследование гл. обр. технич. деталями доклада экспертов и функционирования репарац. схемы (В. М. Джордан, Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-39 гг., пер. с англ., М., 1945; Е. Weill-Raynal, Les R?parations allemandes et la France, v. 1-3, 1938-47). Влият. историки внешней политики США, такие, как Томас А. Бейли, Самюэл Флэгг, Бемис и др., также рассматривают Д. п. гл. обр. с точки зрения упорядочения герм. репараций (S. F. Bemis, A diplomatic history of the United States, 4 ed., N. Y., 1955; T. A. Bailey, A diplomatic history of the American people, 6 ed., N. Y., 1958; Ch. С. Tansill, Back door to war, Chi., 1952, и др.) Науч. анализ Д. п. дает сов. и зарубежная марксистская историография. Е. С. Варга в кн. "План Дауэса и мировой кризис 1924 г." (М., 1925), во введении ко 2-й части собр. док-тов "Германские репарации и доклад комитета экспертов" (М.-Л., 1925) и в ряде статей осветил состояние мировой экономики в период принятия Д. п. и разработал вопрос о внутр. противоречиях репарац. плана экспертов. H. H. Любимов во введении к изд. док-тов "План Дауэса. Финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса" (М., 1925) проанализировал влияние Д. п. на мировую экономику и особенно на рынок капиталов. В 1957 вышла в свет работа В. В. Постникова "США и дауэсизация Германии (1924- 1929 гг.)". За рубежом к числу первых работ прогрессивных авторов, разоблачавших сущность Д. п., относится изд. во Франции книга А. Фридриха (А. Friedrich, Le plan des experts et l´asservissment des masses laborieuses..., P., 1924). Значит. внимание вопросам, связанным с Д. п., уделяют в своих трудах историки ГДР. К числу этих трудов относятся работы: А. Норден, Уроки герм. истории. К вопросу о политич. роли финанс. капитала и юнкерства, пер. с нем., М., 1948; его же, Фальсификаторы. К истории германо-сов. отношений, пер. с нем., 1959; В. Graefrath. Zur Geschichte der Reparationen, В., 1954; К. Obermann, Die Beziehungen des amerikanischen Imperialismus zum deutschen Imperialismus in der Zeit der Weimarer Republik (1918-1925), В., 1952. Труды сов. и прогрессивных зарубежных историков и публицистов помогают правильно понять подлинный смысл и значение Д. п. как программы, имевшей целью подготовку нападения Германии на СССР и способствовавшей укреплению позиций крайней реакции в Германии. Источн. (кроме указ. в статье): План решения репарац. вопроса. Доклады комиссий экспертов под председательством Дауэса и Мак-Кенна, рус. пер., М., 1925; The exprets´ plan tor reparation payments, P., (1926); Die Sachverst?ndigen-Gutachten. Der Dawes und McKenna-Bericht mit Anlagen. Fr./M., 1924; London Konferenz, 1924; Protokolle der Vollsitzungen. Urkunden - Briefwechsel, В., 1924. Лит.: (кроме указ. в статье): Новый этап в репарационном вопросе, М., 1929; Маультон Г. Г. и МакГвайр К. E., Платежеспособность Германии. Репарационный вопрос, пер. с нем., Л.-М., 1925; Dawes Ch. G., A journal of reparations, L., 1939; Sorge I. K., Das Dawes Abkommen und seine Auswirkungen, Hamburg, 1925; Bergmann C., Der Weg der Reparation. Von Versailles ?ber den Dawes plan zum Ziel, Fr./M., 1926; Helfferich K., Freies Deutschland oder internationale Reparations-provinz, В., 1924; Loonen Fr., Die grunds?tzliche Problematik des Dawes-Plans und des Young-Plans, Wertheim am Main, 1934; Sering M., Deutschland unter dem Dawes-Plan. Entstehung, Rechtsgrundlagen, wirtschaftliche Wirkungen der Reparationslasten, B. und Lpz., 1928; Auld G. P., The Dawes plan and the new economics, L., 1928; Seydoux J., De Versailles au plan Young, P., 1932. В. В. Постников. Москва.

Дауэса план, репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса ; был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам победительницам, облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займам и дивидендов от прямых инвестиций в промышленности. Д. п. был направлен на восстановление военно-промышленного потенциала Германии и укрепление экономической и политической позиции германского империализма, которому предназначалась важная роль в борьбе против Советского Союза и революционного движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали, что он укрепит капиталистическую систему во всей Западной Европе и будет способствовать созданию антисоветской коалиции империалистических держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч.110 млн. долларов американскими банками) для стабилизации марки, установил размерыплатежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Выплата репараций должна была осуществляться как товарами, так и наличными деньгами в иностранной валюте. Для обеспечения платежей предусматривалось установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами. Контроль осуществлялся специальным комитетом экспертов, во главе которого стоял генеральный агент по репарациям. Этот пост занимал представитель США, сначала О. Юнг, а затем П. Гилберт. Германские капиталисты, усилив эксплуатацию рабочих, переложили на них основную тяжесть репараций. Повышение цен на предметы первой необходимости тяжело отразилось на положении трудящихся масс. В связи с принятием Д. и. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации французских и бельгийских войск из Рура, оккупировавших его в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдёт в Советском Союзе, и что усиленный ввоз германских промышленных товаров в Советский Союз подорвет социалистическую индустриализацию ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарационного вопроса и ликвидация рурского конфликта 1922-23 создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностранного капитала. К сентябрю1930 сумма иностранных, главным образом американских, капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма германских репарационных платежей за тот же период - немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы способствовали восстановлению промышленного производства Германии, которое уже в 1927 достигло довоенного уровня. Доля Германии в мировом экспорте увеличилась с 5,73% в 1924 до 9,79% в 1929. Осуществление Д.п. привело к быстрому росту военного промышленного потенциала Германии, что и явилось одним из важнейших факторов, способствовавших подготовке и развязыванию ею 2-й мировой воины 1939-43. Укрепив свои экономические и военные позиции, германские монополии начали активную борьбу против Д. п., подрывавшего, в известной степени, их конкурентоспособность на мировом рынке. Надежды авторов Д. п. на экономическое удушение Советского Союза потерпели крах. В 1929 США, опасаясь аннулирования Д. п. Германией односторонним актом, проявили инициативу в выработке очередного соглашения между Германией и её кредиторами (см. Юнга план ).

Лит.: План Дауэса. финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса, М., 1925; Постников В. В., США и дауэсизация Германии (1924-1929 гг.), М., 1957; Норден А., фальсификаторы. К истории германо-советских отношении, пер. с нем., М., 1959.

В. В. Постников, М. М. Авсенев

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978