Страхование банковских рисков. Страхование банковских рисков: мировой опыт и российские реалии Основными формами резервного страхования являются

Чтобы показать перспективы развития страхования в России, надо проследить зарубежный опыт развития страхования.

Известно, что помимо снижения нагрузки на расходную часть бюджета (поскольку возмещаются убытки наступления непредвиденных природных и техногенных явлений), страхование выполняет в обществе две важнейшие функции.

Страхование позволяет успешно решать вопросы социального обеспечения, являясь важнейшим элементом социальной системы государства. В странах с развитой рыночной экономикой система социальной защиты населения включает в себя государственное социальное обеспечение, корпоративное страхование, индивидуальное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение. Такую систему необходимо создавать и в России.

Вторая функция страхования в том, что оно является важнейшим механизмом привлечения в экономику инвестиционных ресурсов. Например, страховые компании Европы, Японии и США управляют общим объемом вложенных в экономику средств на сумму в 4 трлн. долл. США (80% этих вложений обеспечиваются операциями по долгосрочному страхованию жизни). В России же сбор премии примерно в тысячу раз меньше 9 .

Таким образом, очевидно, что в развитых странах страхование в силу специфики и выполняемых функций в обществе является стратегическим сектором экономики.

Я подробнее разберу систему страхования в Германии.

Большой опыт в области страхования был накоплен в Германии, где более 100 лет назад была создана первая в мире система обязательного социального страхования. Ныне германская страховая система – одна из наиболее развитых в Европе.

Обязательное соц. страхование . В Германии все лица, работающие по найму, в соответствии с действующим в Германии законодательством подлежат обязательному социальному страхованию: по болезни, пенсионному, на случай безработицы, инвалидности в результате несчастного случая на производстве.

Взносы в фонды социального страхования составляют определенную долю заработной платы и растут по мере ее повышения. Если размер заработной платы переходит установленную границу, увеличение взносов прекращается.

В 1994 году взносы в фоны социального страхования составляли: 9,6 – в фонд пенсионного страхования, в фонд страхования на случай безработицы – 3.25%, в фонд страхования по болезни – 6.6%. Таким образом, общий объем взносов – не менее 20% заработной платы 10 .

Такие же взносы в те же фонды платит за каждого наемного работника его работодатель. Что касается фонда обязательного страхования от несчастных случаев, то взносы делает только работодатель.

Размер пособия по безработице зависит от уровня заработной платы, размер пенсии – от общей суммы взносов в пенсионный фонд.

Основы социального страхования в течение многих десятилетий остаются практически неизменными. В последние годы, однако, некоторые проблемы в этой области стали предметом дискуссий. Так, ряд экономистов полагает, что в условиях увеличения безработицы и одновременного роста доли пенсионеров в общей численности населения государство должно отказаться от дотаций в фонд страхования по безработице. По их мнению, такая система дотаций приводит к тому, что во время коллективных переговоров между работодателями и профсоюзами стороны слишком легко соглашаются на повышение заработной платы, что в конечном счете ведет к сокращению рабочих мест. Если бы стороны были вынуждены брать на себя финансовые последствия увеличения безработицы, то, как считают экономисты, рост заработной платы затормозился бы, что дало бы возможность предприятиям сохранять рабочие места. Расходы государства, а также размеры взносов в фонды социального страхования перестали бы подниматься так стремительно, как это имеет место в настоящее время (за последние 25 лет взносы росли быстрее, чем заработная плата).

Система частного страхования. Частные страховые компании возникли в Германии за 2 столетия до появления системы социального страхования. Сфера деятельности частных компаний шире, чем публичных.

Предприниматели и люди свободных профессий могут застраховываться как в публичных, так и частных компаниях. Если заработок служащего выше определенной суммы, он может расторгнуть договор с публичной компанией и обратиться в частную. Частная компания берет взносы, исходя не из заработной платы, как публичная, а из предоставляемых ею услуг, при этом она страхует лишь то лицо, за которое платятся взносы. Частное медицинское страхование дает возможность получить услуги более высокого качества.

Организационные формы и государственный контроль . Наиболее древний из всех видов страховых компаний – общество взаимного страхования, где страхователями являются одновременно и застрахованные.

Самые крупные страховые компании Германии – акционерные общества. Широко распространено взаимное участие банков и страховых компаний в делах друг друга. Так, один из известных немецких банков владеет 10% акционерного капитала крупнейшего страхового концерна Европы AllianzHolding, а тот, в свою очередь, располагает почти 20% акционерного капитала этого банка и значительной частью акционерного капитала 5 других банков (при этом в каждом из них не более 25% капитала).

При тесном сотрудничестве страховых компаний услуги тех и других образуют единый комплекс. Например, если частное лицо берет в банке кредит, то банк требует гарантии возвращения денег. Совместные услуги банков и страховых компаний имеют место и в других случаях – при покупке клиентом недвижимости и т.п.

Государство осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний, который проводится под руководством специального федерального ведомства, проверяет стиль их работы, включая размеры взносов, требуемых от клиентов за страхование жизни и т.д.

Ежегодно соответствующие государственные учреждения проверяют общее финансовое положение страховых компаний – достаточны ли финансовые резервы для выполнения обязательств по выплате страховочных сумм и куда они вложены.

Страховые компании публичного права, страхующие наемных работников в рамках законов об обязательном социальном страховании, оплачивают лишь стоимость основных медицинских услуг. Существует, кроме того, страхование, при котором в случае болезни застрахованный получает определенную сумму за каждый день болезни. Распространены также следующие виды страхования:

    страхование в пользу близких

    страхование на случай потери трудоспособности

    частное пенсионное страхование (дополнительно к предписанному законом).

Обязательное и добровольное страхование ответственности. С 1871г. в Германии действует закон, по которому любой человек должен возместить ущерб, причиненный им кому-либо, даже если это было сделано непреднамеренно. Такой риск может быть застрахован, причем для определенной группы лиц (владельцев автомобилей) данная страховка обязательна, при этом им предоставляется свобода выбора страховой компании. Существует около 120 страховых компаний, продающих этот вид услуг. Владелец автомобиля должен быть застрахован на сумму не менее 1 млн. марок на случай нанесения ущерба здоровью человека и на сумму не менее 400 тыс. марок случай нанесения ущерба и имуществу.

Страховку ответственности имеют 60% семей. Страховая компания берет на себя возмещение ущерба, нанесенного членами застрахованной семьи третьим лицам. Существуют и страховки, которые учитывают отдельные конкретные виды ущерба, например, причиненного собакой.

Закон предусматривает страховку ответственности для ряда профессий – нотариуса, консультанта по вопросам налогообложения, ревизора-экономиста. Для адвокатов она предписана их профессиональной ассоциацией.

Страхование собственности. К этому виду страхования относятся:

    страховка риска кражи автомобиля или его повреждения;

    страховка риска транспортировки автомобиля и его пассажиров с того места, где он отказал по той или иной причине (перевозка заболевших пассажиров автомобиля с того места, где они проводили отпуск);

    страховка здания – ущерба, причиненного пожаром, грозой, дождем, ветром, наводнением. Страховка восстановления дома по ценам дня обеспечивает это с учетом растущих цен на материалы и т.д. 80% всех квартир имеют страховку предметов домашнего хозяйства;

    страховка защиты юридических прав, удобная для тех, кто хочет застраховать риск, связанный с уплатой судебных пошлин и гонораров адвокатов в случае проигрыша гражданского судебного дела.

Кроме того, каждый человек может застраховать почти любой вид финансового риска (например, риск потери багажа).

Страхование в сфере промышленности. Одним из видов страхования здесь является страхование ответственности предприятия. Если во время строительства дома черепица из рук кровельщика упадет на прохожего, то за последствия отвечает владелец предприятия. На случаи нанесения ущерба окружающей среде и ущерба, вызванного превышением определенного порога акустических колебаний, клиентам предлагается заключить договор о страховании экологической ответственности.

В 1990 г. в Германии принят закон об ответственности за продукцию. Например, если человек упал со спортивного снаряда и сломал ногу, то изготовитель может быть привлечен к ответственности. Риск, вызванный несоблюдением изготовителем обещаний относительно качества продукции, страхуется специальными договорами. Нередко фирма может понести ущерб из-за нарушения производственного процесса. Если фирма заключила договор о страховании последствий нарушения производства, то убытки возмещаются страховой компанией.

Страхование кредитов. Покупатель товаров или услуг не всегда способен уплатить счет поставщика. На этот случай существует договор о страховании кредита. Мировую известность получила германская государственная страховая фирма ГЕРМЕС, берущая на себя риск немецких экспортеров. С ее помощью в течение последних лет стало возможным стабилизировать традиционные рынки сбыта восточногерманских предприятий в странах Центральной и Восточной Европы.

Частные страховые компании страхуют и политический риск поставщиков, например, от эмбарго на поставки в определенную страну, вследствие которого заказанное и изготовленное оборудование не может быть отгружено.

С 80-х гг. вместо большого количества отдельных договоров страховые компании предлагают предприятиям договор о страховании всех возможных рисков, при этом, однако, страховая сумма строго ограничена.

В целом, система страхования в Германии вносит свою лепту в поддержание социальной и экономической стабильности, улучшение охраны труда, защиту окружающей среды, прав потребителей.

В развитых зарубежных странах накоплен богатый опыт проведения страхования различных имущественных интересов банков. История такого страхования насчитывает многие десятилетия. Первый договор страхования банковских рисков был заключён в 1911 году в США. За истёкший с этого момента период разработана система страховой защиты в сфере банковского бизнеса, перекрывающая практически все объективные каналы финансовых потерь, то есть внешних рисков банков. Ведущими же страховщиками в данной области считаются члены британской страховой корпорации LIoyd s.

В настоящее время, страхование банковских рисков получило широкое развитие во многих странах. Например, в США ежегодно заключается более 2000 договоров страхования банковских рисков. При этом для американских банков уже в течение нескольких лет страхование от рисков, связанных с ограблением, является обязательным.

Рост популярности страхования банковских рисков в мире обусловлен рядом причин. Одной из них является расширение страхового поля, т.е. рост числа банков, их активов и капиталов, увеличение объёмов банковских операций. Другой причиной, вынуждающей банки прибегнуть к страхованию, является увеличение частоты и расширение круга рисков, наносящих убытки, рост объёмов ущерба, наносимых различными случайными событиями.

Наконец, наличие договора страхования повышает имидж банка, помогает привлекать клиентов и инвестиции, поскольку снижает риск его неплатежеспособности и банкротства. Это вызвано тем, что помимо предоставления страховщиками гарантий возмещения убытков, причинённых банку, при заключении договоров страхования страховщики осуществляют тщательный контроль за его деятельностью.

Это выражается в том, что они обычно требуют проведения комплексной проверки деятельности банка, которая включает в себя анализ его финансового состояния, проверку системы безопасности, условий перевозки и хранения ценностей и т.д. По результатам проверок, проводимых аудиторскими фирмами и самими страховщиками, разрабатывается перечень мероприятий, которые необходимо осуществить банку для того, чтобы договор страхования мог вступить в силу. Условиями предоставления страховой защиты являются также организация чёткого контроля со стороны служб внутреннего аудита и безопасности, детальное определение и разграничение в банковских инструкциях должностных обязанностей и полномочий сотрудников, обеспечение надёжности технических средств связи и компьютерных сетей.

В период действия договора страхования, в соответствии с его условиями, страховщики также периодически осуществляют контроль за работой банка и дают по результатам проверок указания, способствующие уменьшению вероятности наступления страховых событий и убытков от них.

Для того чтобы стимулировать банки соблюдать необходимые меры, уменьшающие вероятность наступления убытков, страховые компании, как правило, заключают договоры страхования с безуспешной франшизой, не возмещая полностью ущерб, причинённый банку в результате наступления страхового случая.

Элементы используемой в развитых зарубежных странах страхования банковских рисков, прежде всего, могут быть подразделены на две группы. Первая из них охватывает объекты страхования и страховые риски, общие для практически любых предприятий и организаций. Ко второй же можно отнести такие объекты и страховые риски, необходимость страховой защиты, в отношении которых объясняется именно специфичностью банковской деятельности. Данное разделение уже было показано при классификации видов страхования банковских рисков.

Одним из основных видов банковских операций являются операции по привлечению средств юридических и физических лиц в банковские вклады. Это - так называемые пассивные операции. При этом интерес в широком развитии таких операций имеют как вкладчики и банки, так и государство в целом. Вкладчики, внося свои деньги в банк, рассчитывают получить определённый доход от депозитных операций в форме начисленных на сумму вкладов процентов. Для банковских учреждений, средства, привлечённые во вклады, являются важнейшим источником ресурсов. Наконец, для государства денежные суммы, мобилизуемые через систему коммерческих банков, представляют сбой один из основных источников инвестиций. Кроме того, связывание средств в банковских вкладах сокращает давление денежной массы на рынок товаров и услуг, а также на финансовый рынок, оказывая благоприятное влияние на сдерживание инфляционных процессов в стране, уменьшая спрос на иностранную валюту.

На объём средств, размещаемых в банковских вкладах, оказывают влияние многие факторы: экономическая и политическая ситуация в стране, уровень жизни населения и его менталитет, степень развития банковской системы, качество предоставляемых банками услуг и т.п. Однако одним из основных из них является степень риска при вложении средств, наличие гарантий возврата денег.

Общепринято считать, что вложения средств в коммерческие банки сопряжены с наименьшим риском для инвестора, поскольку банки с точки зрения характера проводимых ими операций, объёмов аккумулируемых средств, законодательства, регулирующего их деятельность, государственного надзора за ними являются обычно одной из наиболее устойчивых частей экономики. Вместе с тем как мировая, так и отечественная история знает многочисленные случаи банковских банкротств. В разные периоды времени с проблемами сохранности банковских вкладов сталкивались практически все развитые страны.

Поэтому в мире широко практикуется предоставление вкладчикам гарантий в виде проведения страхования банковских вкладов. Суть такого страхования состоит в том, что страховщик берёт на себя обязательства перед вкладчиками по возрасту вложенных в банк средств в случае банкротства коммерческого банка или его неспособности вернуть деньги. В то же время не существует единой для всех стран схемы проведения данного страхования, что объясняется существенными различиями в банковских системах каждой из стран.

По принятой Международным Валютным Фондом (МВФ) методологии все способы страхования депозитов условно подразделяют на следующие две системы:

  • - систему не выраженных прямо гарантий;
  • - систему положительно выраженных гарантий.

При использовании первой системы обычно отсутствуют специальное законодательство и другие нормативные акты, которыми регламентируется порядок, формы, размеры возмещения потерь вкладчикам банка в случае его банкротства. Помимо этого, нет практики создания специальных фондов, предназначенных для возмещения таких потерь, а существуют лишь абстрактные обязательства государства или иных органов по сохранности вложенных в банки средств. При этом порядок компенсации потерь решается в каждом конкретном случае по усмотрению государства.

Такие системы, как правило, применяются в странах, банковские системы в которых находятся в сильной зависимости от государства и ещё не испытали серьёзных кризисов.

В то же время, системы страхования с положительно выраженными гарантиями нередко создаются в результате кризисов, поразивших банковскую систему той или иной страны. Примерами тому являются история создания таких систем в США, Великобритании, Италии, Аргентине. Основными принципами данной системы являются наличие законодательно установленной процедуры гарантирования возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях страхового фонда.

Нашу страну следует отнести пока к тем государствам, в которых действует система не выраженных прямо гарантий вкладчикам банка. В частности, в соответствии с законодательством РФ государство гарантирует сохранность вкладов населения в тех банках, контрольный пакет акций которых принадлежит ему (в частности, в Сбербанке и Внешторгбанке), вкладчики-частные лица имеют право в первоочередном порядке получить вложенные ими в банк суммы при его ликвидации, примеры с ликвидацией ряда банков, попавших в тяжёлое финансовое положение (например, КБ "Тверьуниверсалбанк"), показывают, что иногда государство даёт возможность вкладчикам вернуть свои деньги.

Вместе с тем, в нашей стране ведётся работа по переходу на систему страхования с положительно выраженными гарантиями. Впервые вопрос о необходимости введения такого страхования возник ещё в 1992 году, когда Правительство РФ поручило Министерству финансов, Центральному банку России, Сбербанку и Росстрахнадзору провести работу по созданию системы государственного страхования вкладов населения. Указом Президента РФ от 28 марта 1993 года, Правительству было поручено подготовить необходимые документы по обеспечению мер защиты вкладов населения в Сберегательном банке РФ и страхованию активов, созданных за счёт этих сбережений.

Защита от возможных операционных рисков в Российской Федерации не пользуется достаточным спросом, хотя в странах с развитой экономикой это нормальная практика. Приведём пример известного исторического факта, который дал развитие комплексному страхованию банковских рисков. Незадолго до первой мировой был выдан банковский капитал в США, но он не понёс значительных потерь, поскольку был обеспечен страховым полисом.

еблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности. Контракт на страхование называется хедж. Существуют две операции хеджирования: на повышение, на понижение Гвозденко А.А. Страхование рисков. - М.: Финансы и статистика, 2000, стр. 79.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представ-ляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить по-купную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает осуществить в бу-дущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или оп-цион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.

Опцион и срочный контракт отличаются тем, что при опционе инвестор может реализовать или не реализовать свое право в зависимости от своего желания, которое определяется обстоятельствами. Если продажная цена снизится вопреки ожиданиям, инвестор не будет реализовать свое право. В этом случае он, правда, потеряет ту часть, которую заплатил в виде гонорара маклеру при заключении с ним контракта. Опционный контракт более безопасный (менее рискованный) способ спекуляции по сравнению со срочным контрактом, потому что проигрыш может быть равен лишь гонорару маклеру.

Мы знаем, что риск имеет две стороны: благоприятную и неблагоприятную. В связи с этим необходимость в хеджировании возникает в двух случаях:

Когда риск неблагоприятных изменений больше риска благоприятных изменений;

Когда неблагоприятные изменения окажут сильное воздействие на доходы компании.

Вместо хеджирования своих рисков компания может "играть" на будущих изменениях процентных ставок. С помощью спекулятивных займов и вложений она может получить более высокую прибыль в связи с изменением процентных ставок.

Существует два основных метода хеджирования процентного риска. Это структурное хеджирование и казначейские рыночные инструменты.

Структурное хеджирование представляет собой снижение или устранение процентных рисков с помощью приведения в соответствие процентных доходов активов компании с расходами по выплате процентов. Многие компании в одно и то же время делают вложения и берут займы на большие суммы. Такая политика чужда структурному хеджированию. Структурное хеджирование является самым простым и дешевым средством страхования процентных рисков путем благоразумных займов и кредитов на денежных рынках. Методы структурного хеджирования могут помочь компаниям с крупными займами снизить, но не устранить процентные риски.

Методы хеджирования с помощью казначейских рыночных инструментов включают продукты денежного рынка (займы, фьючерсы, опционы и др.).

Хеджирование помогает снизить риск от неблагоприятного изменения цены, но не дает возможности воспользоваться благоприятным изменением цены.

2. Зарубежный опыт управления рисками на примере

фирмы АВС

2.1 Описание фирмы АВС

Рассмотрим пример управления рисками фирмы АВС, отраженного в книге Г.Я. Гольдштейна «Экономический инструментарий принятия управленческих решений».

Фирма АВС, чьи проблемы управления рисками анализируются ниже, представляют собой малую фирму по производству автомобильных деталей и сборок. Президент фирмы владеет 60% акций, вице-президент - 20%, а казначей - 20%.

Фирма владеет одним кирпичным зданием, содержащим цехи и управленческие подразделения. Здание построено 12 лет назад и стоит 540 тыс. долл. плюс стоимость земли. Оно имеет три этажа и подвал. Общая производственная площадь в здании - 60 тыс. кв. фут. (примерно 5600 кв. м.). Здание не имеет системы автоматизированного пожаротушения. По оценке фирмы его восстановительная стоимость 900 тыс. долл., но с учетом амортизации здание сегодня стоит по текущим ценам 270 тыс. долл. Ветка железной дороги подходит к восточной стороне здания. Фирма несет ответственность за нее по типовому транспортному соглашению. Стоянка для 100 автомобилей расположена с западной стороны здания. Остальные два акра земли, принадлежащей фирме, отведены под зеленые насаждения. Фирма также арендует кирпичное строение вдоль улицы, используя его как склад готовой продукции и гараж для парка из 10 легковых автомобилей и 10 грузовых. Действительная настоящая стоимость здания 360 тыс. долл. Стоимость по рыночным ценам легкового автомобиля 9 тыс. долл., а грузового - 21 тыс. долл. Аналогичные новые автомобили стоили бы соответственно 15 тыс. и 30 тыс. долл.

Фирма продает свою продукцию только оптовым покупателям и производителям. Объем продаж стабилен из года в год и не подвержен серьезным флюктуациям. Около 80% поставок производится потребителям в радиусе 50 миль (около 80 км) обычно транспортом фирмы. Доставка в другие регионы производится железнодорожным и автотранспортом общего назначения. Поставки морским транспортом за пределы США отсутствуют.

Оборудование завода при замене его новым оценивается в 360 тыс. долл., стоимость его с учетом износа 290 тыс. долл. Оснастка при замене ее на новую стоит 75 тыс. долл., а с учетом износа ее цена составляет только 40 тыс. долл. Стоимость сырья, незавершенного производства, готовой продукции отражена в балансе фирмы (табл.1). Фирма имеет 60 служащих, 30 из которых занято в процессе производства. Остальные включают управляющих, рабочих склада и торговый персонал.

Один из служащих - ключевой инженер в возрасте 40 лет, чья деятельность сильно влияет на успех фирмы. Управление транспортом фирмы входит в обязанности торгового персонала. Годовой фонд заработной платы составляет 1800 тыс. долл., выплаты производятся чеками еженедельно. Ввиду нехватки рабочих в этой местности фирма продолжает выплачивать заработную плату служащим при прекращениях деятельности до двух месяцев. В противном случае она вынуждена была бы оставлять лишь половину служащих с годовым фондом заработной платы 630 тыс. долл. Баланс фирмы и данные по выручке представлены в табл. 1. и 2.

Таблица 1

Баланс фирмы АВС (тыс. долл.)

Текущие активы:

Денежные средства

Дебиторская задолженность

Резерв по сомнительным долгам

Материально-производственные запасы:

Готовая продукция

Сырье и основные материалы

Снабжение в процессе поставки (подотчетные суммы)

Сооружения и оборудование:

Оборудование и устройства

Амортизационный фонд (15,0/год)

Оснастка и приспособления

Амортизационный фонд (6,0/год)

Транспорт

Амортизационный фонд (30,0/год)

Итого активов

Текущие пассивы:

Счета к оплате

Закладная на здание

Имущество акционеров

Акционерный капитал

Нераспределенная прибыль

Итого пассивы и имущество

Таблица 2

Данные по выручке фирмы АВС (тыс. долл.)

2.2 Анализ рисков фирмы

На основе финансовой и другой информации по деятельности фирмы необходимо в качестве первого этапа составить перечень возможных потенциальных потерь фирмы и определить методы их оценки. Максимальные потери на этом этапе принимаются как составляющие полных потерь, если что-либо иное не предусмотрено. Возможные случаи потерь и их вероятности представлены в табл. 3.

Таблица 3

Возможные потери фирмы АВС

Тип потерь

Максимально возможные потери

(тыс. долл.)

Действительная текущая стоимость

Стоимость замены на новое

Потери в имуществе:

Главное здание

Сырье, материалы

Готовая продукция

в главном здании или на складе

Оборудование

Приспособления и оснастка

Снабжение

Транспортные средства

Легковой автотранспорт

Грузовой автотранспорт

Денежные средства

Стоимость расчистки развалин

Воспроизводство документации

Потери в чистой прибыли и продолжающихся издержках из-за прерывания производственного процесса

Принимаем 6 месяцев как максимально возможный перерыв. Оценка потерь равна половине годовой производственной прибыли (210 тыс.долл.) плюс продолжающиеся издержки, оцениваемые в 90 тыс. долл.

Потери покупателей в процессе возобновления после простоя

Трудно оценить, предполагаются малыми

Интересы арендодателя

1,8 тыс. долл. в месяц в течение 5 лет начиная с даты потери

Неспособность собрать дебиторскую задолженность

Потери из-за ответственности:

Ответственность за разрушение склада и гаража

360 плюс 3,6 в месяц арендная плата в течение максимального времени переноса

Помещение-операции

Главное здание

Склад и гараж

Операции вне и внутри помещений

Контракты

По транспорту,

По продукции,

неограничены

Автотранспорт

Собственный автотранспорт
Наемный автотранспорт
Транспорт служащих, используемый в бизнесе фирмы

Работодатель

Потери персонала:

Пособие, выраженное в компенсационных выплатах рабочим

Потери служащих по трудоспособности и в заработке из-за

Заболевания

Старости

безработицы

Трудно оценить, но фирма несет только часть ответственности.

Размеры компенсации обычно определены соглашением с профсоюзом

Потери фирмы в прибыли или стоимости замены из-за смерти или нетрудоспособности ключевого инженера

Половина годовой прибыли после уплаты налогов или 75 тыс. долл. в течение 3 лет до полной квалифицированной замены

Ликвидационные потери, если акционер умрет или станет нетрудоспособен в течение длительного периода

Трудно оценить, но следует форсировать продажу активов по их половинной бухгалтерской стоимости

Наиболее важными являются:

Денежные средства в кассе (30 тыс. долл.);

Способность фирмы обеспечить необходимый оборотный капитал (денежные средства + дебиторская задолженность + производственно-мате-риальные затраты - счета к оплате, то есть);

Чистые высоколиквидные активы (денежные средства + дебиторская звдолженность - счета к оплате);

Чистый капитал (990 тыс. долл.);

Чистая прибыль (150 тыс. долл);

Годовой денежный поток (чистая прибыль + амортизационные отчисления 150+66=216 тыс. долл.).

Важность каждого из этих показателей зависит от целей управления потерями. Например, если целью фирмы является выживание, она не может себе позволить потерять сумму, близкую или равную капиталу (990 тыс. долл.). В самом деле, потери в сумме, равной чистому оборотному капиталу в 540 тыс. долл., могут так сказаться на ликвидности, что фирму придется закрыть. Если целью является ограничение флюктуаций годовой прибыли в 10%, то потери, превосходящие, будут серьезными, но не катастрофическими.

После того, как определены проблемы, необходимо решить, какой метод или группу методов следует использовать: уход, управление издержками, комбинацию или разделение, передачи или предохранение. При обращении к страхованию должен быть составлен перечень контрактов по трем группам: существенные, желательные, полезные. Каждый контракт затем должен быть рассмотрен относительно применяемого метода защиты, оптимального в данном случае.

Первоначальный перечень существенных страховых контрактов должен включать покрытия, которые требуют партнеры со стороны или защищают от потерь, угрожающих самому существованию фирмы. Эти покрытия включают следующее:

1. Компенсационное страхование рабочих. Оно предусмотрено законом.

2. Выплаты по медстрахованию и пенсиям. Они требуются по контракту с профсоюзами.

3. Покрытия коммерциализованного имущества (здания, находящиеся в качестве обеспечения кредита в закладной). Договор предоставления кредита обычно требует страховки закладываемого имущества.

4. Страхование от землетрясения. Резонным является такое страхование ввиду тяжести последствий.

5. Страхование перерывов в бизнесе. Это страхование будет оплачивать потери в выручке ввиду повреждения собственного имущества. По соглашению 50% персонала не обеспечиваются в этот период заработной платой. Страхуемая сумма должна составлять половину от чистой прибыли до уплаты налогов плюс все издержки согласно табл. 2. кроме материальных затрат, то есть

6. Покрытие котлов и оборудования. Предположим, что взрыв котла или бойлера уменьшает на более чем на четверть стоимость главного здания и не влияет на другие помещения. Предел страховой оценки потерь в 600 тыс. долл. должен быть достаточным для покрытия прямых потерь в имуществе.

7. Страхование от потерь из-за уголовных преступлений нечестного персонала. Точный лимит таких потерь труден для определения. Для оценки можно воспользоваться рекомендациями Американской ассоциации поручителей. Эта оценка состоит в следующем: берется 5% от минимальных затрат плюс 20% от остальных текущих активов плюс 10% от чистых продаж. В нашем случае это Рекомендованный лимит оценивается по таблице, составленной ассоциацией и составляет в нашем случае 100 тыс. долл.

8. Страхование общей ответственности фирмы. Потери из-за ответственности фирмы потенциально неограничены. Фирма имеет всегда ряд известных источников ответственности и может разработать другие.

9. Страхование соглашения по фондовой купле-продаже в случае смерти одного из собственников проводится по выработанной фирмой политике.

Желательные покрытия включают управление теми потерями, которые серьезно отражаются на экономическом положении фирмы, но не заставляют собственников прекратить ее деятельность. В эту категорию входят:

1. Страхование прямых потерь, вызванных частными случаями и не носящих широкий характер.

2. Страхование внутренних морских перевозок.

3. Страхование автомобильных аварий коммерчески используемого транспорта.

4. Страхование последствий уголовных преступлений.

5. Страхование переноса деятельности на другую площадку.

6. Страхование интересов арендодателя.

7. Страхование от огня по законодательству арендуемого помещения. Обычно верхний предел страхуемой суммы - стоимость строения (360 тыс. долл.).

8. Страхование фондовой купли-продажи в случае устойчивой нетрудоспособности одного из собственников.

9. Страхование жизни ключевого инженера, его полной или долгой трудоспособности.

Полезные покрытия должны включать:

1. Общее страхование имущества в более широком смысле, чем имеющего чисто коммерческое значение.

2. Страхование частных перерывов в бизнесе по частным причинам.

3. Страхование документации.

4. Страхование сверхнормативных издержек.

5. Страхование кредитов.

6. Покрытие подлогов вкладчиков из выручки.

После составления перечня потенциальных потерь в качестве второй ступени анализа необходимо определить те потери, которые должны управляться методами, отличными от страхования. Если принять, что уход невозможен, то другие более обычные методы уклонения могут применяться по отношению к рискам. Комбинация может также игнорироваться, если принять, что слияния не предполагаются и размеры фирмы относительно стабильны. Остаются, следовательно, управление потерями, передачи без применения страхования и предохранение.

По отношению к существенным покрытиям могут иметь место определенные возможности применения управления потерями. Очень сомнительно, чтобы эти действия снижали тяжесть страхуемых потерь так, чтобы существенно изменить классификацию страхования. Однако меры по снижению тяжести потерь могут существенно снизить страховые выплаты или потери при предохранении.

Возможности передачи любых страхуемых потерь в категории “существенные” нестраховыми методами кажутся исчезающе малыми, но все-таки такая возможность должна быть исследована.

Классификация покрытий, как существенных, выражается в том, что не является мудрым действием для фирмы предохранения от этого типа потерь за исключением определенных обстоятельств. Во-первых, политика может быть такой, что устанавливаются лимиты меньшие, чем максимально возможные потери, так как более высокие лимиты или бесполезны, или их цены кажутся чрезмерными для фирмы. В случае фирмы АВС нелимитированное страхование ответственности принимается бесполезным. Во-вторых, несмотря на тяжесть потенциальных потерь, страховые взносы при использовании учета опасений могут быть много больше, чем страхуемый готов заплатить. Например, фирма АВС расположена в местности, где наводнение или землетрясение маловероятно, но страховой взнос может не отражать адекватно такой предельно малой вероятности.

В-третьих, некоторые существенные покрытия могут попасть в эту категорию субъективно, так как этого требует какой-либо партнер, даже если потенциальные потери малы или предсказуемы.

Наконец, фирма должна серьезно рассмотреть использование отбрасывания при предохранении от малых потерь.

В частности отбрасывание может использоваться более продуктивно по отношению к покрытию части имущества. Так как фирма не имеет достаточного материала для предсказания этих потерь в достаточно узком диапазоне точности, отбрасываемая сумма должна быть малой, скажем 2 тыс. долл. Точная сумма зависит от анализа страховых взносов, опасений менеджмента по отношению к рискам и решения вопроса отбрасывать ли каждую из потерь или полную сумму потерь в году.

Нестраховые методы более широко применяются к желательным покрытиям. Частной иллюстрацией мер по управлению потерями, которые фирма АВС должна выполнить, является создание и накопление альтернативных мест хранения дубликатов записей бухгалтерского учета. По крайней мере одно действие по передаче риска было бы полезным. Фирма должна договориться с собственником склада и гаража об исключении из договора об аренде любой ответственности за повреждение здания в результате пожара или других специфических воздействий.

Предохранение возможно относительно всех потерь, включенных в категорию “полезные контракты”, но серьезные потери могут требовать страхования за исключением случаев необоснованно высоких взносов или когда целью менеджмента является выживание и фирма не опасается потерь, которые не угрожают ее выживанию. Фирма, конечно, предохраняется от потерь, превышающих установленные фирмой лимиты. Самострахование невозможно, так как число единиц бизнеса мало, однако необходимо иметь в виду малые суммы отбрасывания по дополнительным покрытиям специфических потерь. Страхование автомобильных аварий может быть определено предметом такого отбрасывания при суммах порядка 2 тыс. долл. на машину, так как экономится существенная сумма страховых взносов. Меньшие отбрасывания должны применяться к страхованию автотранспорта при пожаре, урагане, или других воздействиях, одновременно на несколько автомобилей, находящихся в гараже. Отбрасывание непригодно для другого имущества или страхования ответственности, но это также должно быть исследовано.

Страхование как метод покрытия потерь наименее пригодно для покрытий, отнесенных к “полезным контрактам”. Для рассматриваемой фирмы действия по управлению потерями могут быть более эффективными даже в тех областях, где обычно применяется предохранение, так как результирующие максимальные потери весьма малы. Это положение относится к частным потерям из-за прерывания бизнеса, страхования кредита и подлогов вкладчиков. Так как возможные потери в документации могут достичь 15 тыс. долл., предохранение в этом случае наиболее очевидно и желательно. Так как шансы, что фирма будет терпеть убытки из-за сверхнормативных издержек малы, эти потери должны покрываться предохранением.

Любые потери, для покрытия которых страхование обычно нежелательно, должны покрываться предохранением, хотя можно вероятно снизить ожидаемые потери при помощи мер управления потерями и нестраховыми передачами.

2.3 Программа управления рисками для фирмы АВС

В результате анализа получен следующий перечень методов управления рисками:

А. Метод управления потерями

Установка системы автоматического пожаротушения, более тщательное содержание помещений, управление учетом, дублирование и разделение хранилищ бухгалтерской документации, ночная охрана, инспекция безопасности транспорта, годовые физические обследования собственников и ключевых служащих и так далее.

Б. Предохранение

1. Потери, превышающие лимиты по страхованию.

2. Потери, ниже премий по страхованию.

3. Потери, выше отбрасываемых сумм по физическому повреждению автотранспорта, части имущества и другим источникам, установленным менеджментом.

4. Потери по землетрясению.

5. Потери из-за наводнения.

6. Стоимость замены документации.

7. Потери из-за войны.

8. Потери прибыли и продолжающихся издержек при прерывании бизнеса.

9. Потери потребителей из-за прерывания бизнеса в течение 30 дней после происшествия.

10. Потери в кредитах, в том числе и из-за повреждения и утраты бухгалтерской документации.

В. Нестраховые передачи

Отсутствуют.

Г. Страхование

Первый приоритет

1. Компенсации рабочим.

2. Медицинское страхование и пенсионное обеспечение.

3. Общее покрытие потерь по собственному зданию и содержание в обоих зданиях.

4. Страхование прерывания бизнеса по общим причинам.

5. Страхование от нечестности служащих.

6. Страхование котельных и оборудования.

7. Страхование общей коммерческой ответственности.

8. Страхование ответственности по автотранспорту.

9. Страхование жизни собственников.

Второй приоритет

1. Страхование здания от частных потерь.

2. Страхование аварий автотранспорта.

3. Страхование перевозок.

4. Страхование от воровства, исчезновения и повреждения денег, системы безопасности и другое.

5. Страхование стоимости перемещения бизнеса.

6. Страхование аренды.

7. Страхование от огня по законодательству.

8. Страхование нетрудоспособности собственников и фондового соглашения купли-продажи.

9. Страхование жизни и трудоспособности ключевого инженера.

Приведенный анализ управления рисками для фирмы АВС не должен рассматриваться как совершенный, законченный. Возможны другие альтернативные решения, лучшие, чем предлагаемые. Однако этот случай позволяет рассмотреть и обобщить ранее описанные концепции и проиллюстрировать их применение в реальной ситуации.

3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах

Индустриально развитыми странами накоплен богатый опыт государственного регулирования страхового рынка, который частично используется в отечественной практике.

Необходимость использования западного опыта обусловлена рядом причин. Во-первых, исторически страховая система России (и как следствие и Республики Беларусь) всегда формировалась с некоторым отставанием по сравнению с индустриально развитыми странами. Особенно усилился разрыв за период государственной страховой монополии 1918-1988 г. Сейчас мы делаем только первые шаги по преодолению этого отставания, эти шаги тормозятся внутренними негативными процессами отечественного страхового рынка.

Во-вторых, в современных условиях страхование в отдельной стране не может развиваться изолированно, без участия в международном перераспределении рисков через каналы перестрахования. Республика Беларусь, в силу ее исторических и географических особенностей обладающая крупными рисками, требующими адекватной перестраховочной защиты, все больше вовлекается в мировые процессы перераспределения рисков.

В-третьих, в современной страховой деятельности участвуют многочисленные международные страховые и перестраховочные организации, обладающие развитой сетью филиалов, дочерних компаний и представительств в разных странах мира. Именно эти организации являются признанными лидерами сегодняшнего рынка. В преддверии допуска иностранных компаний на отечественный страховой рынок и предстоящего соперничества между ними и отечественными страховщиками, зарубежный опыт организации страхового дела становится особенно ценным.

В-четвертых, на современном этапе, в связи с происходящими процессами глобализации рыночной экономики (и страхового рынка, в частности), государственное регулирование выходит за рамки национальных страховых систем. В значительной части регулирующие функции переносятся на межгосударственный уровень (в частности, в максимальной степени это реализовано в Европейском сообществе). Республика Беларусь, по мере ее интеграции в международный страховой рынок, сталкивается с необходимостью внедрения международных стандартов страхового дела и его регулирования.

Из отечественных специалистов в области страхования исследованиям зарубежных рынков и систем их регулирования наибольшее внимание уделяли В.В. Шахов, К.Е. Турбина, Н.Ф. Галагуза, Л.Н. Клоченко, Р.Т. Юлдашев, Т.А. Федорова, Т.А. Плахова, А.П. Плешков, И.В. Орлова, А.Л.Мотылев, А.Н. Зубец и другие. В их исследованиях анализируется широкий спектр информации о рынках различных стран, организации работы страховых компаний и органов страхового надзора, нормативных актах, регулирующих страхование, проблемах глобализации страхового рынка и его регулирования.

Однако при всем обилии исследований в области зарубежного опыта государственного регулирования страхового рынка, комплексного сравнительного анализа систем регулирования различных стран и систематизированной классификации моделей регулирования представлено не было, тогда как необходимым условием для эффективного использования зарубежного опыта в отечественной практике является его систематизация и обобщение.

Мировая практика выработала два принципиальных подхода к государственному регулированию страхового рынка. Каждый из подходов реализуется в рамках определенной системы права - "континентальной" и "англо-американской".

Система "континентального" права ("романо-германская" или "кодифицированная", существующая в Германии, Франции, Италии, Испании, Японии и других странах) основана на строгой законодательной регламентации деятельности субъектов рынка, при этом основными источниками права являются законы и кодексы. В рамках континентальной системы права действует модель жесткого регулирования страхового дела (континентальная модель), характеризующаяся детальной регламентацией всех сторон деятельности страховщиков и систематическим контролем за соблюдением законодательства при проведении страховых операций.

Для континентальной модели регулирования страхования, в особенности для ранних этапов ее развития, были характерны такие формы регулирования, как утверждение органами страхового надзора страховых тарифов или установление рамок колебания тарифов, утверждение содержания типовых форм договоров страхования, проверка исполнения бизнес-планов, надзор за текущими операциями, регулярные проверки страховых компаний и т.п. Забегая вперед, отметим, что именно эту модель регулирования при переходе к рынку в начале 90-х гг. стала развивать Республика Беларусь.

Основную черту "англо-американской" системы права (системы "общего" или "прецедентного" права, действующей в США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах) юристы видят в том, что в ней закон не является единственным преобладающим источником права, наряду с ним важную роль играет судебный прецедент. Большинство сторон хозяйственной жизни не кодифицировано. Законодательство определяет наиболее общие условия, правовые рамки экономической деятельности, без детальной регламентации. В рамках данной правовой системы строится либеральная модель регулирования страхования, в которой основное внимание уделяется контролю финансового состояния компаний на основе изучения их отчетности; отсутствует жесткая регламентация страховых операций, утверждение страховых тарифов и.п.

Либеральная модель имеет две разновидности - децентрализованную и централизованную. Различия в степени централизации государственного регулирования страхования обусловлены принципами государственного устройства страны (федеративное или унитарное государство).

Децентрализованная модель государственного регулирования (США) соответствует принципам экономического федерализма. Каждый штат имеет собственную, автономную страховую систему и, соответственно, собственный орган страхового надзора, устанавливающий нормативы страховой деятельности в штате и контролирующий отчетность функционирующих в штате страховщиков. Единого органа страхового надзора нет. На федеральном уровне регулируются лишь отдельные участки деятельности страховых компаний, основные же регулирующие действия осуществляются органами страхового надзора в штатах. Большая часть нормативов и требований к страховщикам не унифицирована. Децентрализованное регулирование приводит к тому, что в разных штатах страховщики поставлены в совершенно различные по некоторым позициям условия.

Централизованная модель (Великобритания) характеризуется единством системы регулирования. В британской системе действует единый орган страхового надзора. Все страховщики в стране подчиняются общим правилам и нормативам. Такая система удобнее как для целей государственного регулирования страхования, так и для самой страховой деятельности.

Британская модель внешне кажется наиболее либеральной по отношению к страховщикам. Важное значение в ней, наряду с государственным регулированием, имеют механизмы саморегулирования. Именно поэтому при анализе британской модели не следует забывать о том, что в рамках данной модели многие регулирующие функции переданы государством саморегулируемым организациям, а не исключены вообще. Операции по страхованию, как и в континентальной модели, подлежат лицензированию, но надзор за деятельностью страховщиков со стороны государственных органов сравнительно слабый и относится преимущественно к контролю финансового состояния страховщиков.

Британская модель регулирования страхования была принята за основу при создании унифицированной системы регулирования на уровне Европейского Союза.

На сегодняшний день европейские страны располагают развитой страховой системой, позволяющей предлагать клиентам около 400-500 видов страхования. Богатые страховые традиции каждой из стран Европы, а также активизировавшиеся после второй мировой войны процессы экономической интеграции создали предпосылки объединения национальных страховых систем в единый европейский страховой рынок, характеризующийся очень высоким уровнем развития страхования. Датой создания Единого страхового рынка сами европейцы называют 1 июля 1994 года, на нем функционируют около 5000 страховщиков, общая сумма активов которых на конец 1993 года - около 2000 миллиардов ЭКЮ, страховая премия - около 400 миллиардов ЭКЮ. Как отмечает руководитель ЕКС Ф.Лояк, "Европейский страховой рынок представляет собой уникальный пример интегрированного страхового пространства: около 5000 страховых компаний в настоящее время могут продавать свои продукты во всех европейских странах по разрешению, полученному от страны своего происхождения (принцип единственной лицензии); около 380 миллионов европейских потребителей теперь могут выбирать продукты, предлагаемые им страховщиками всего Союза и в наибольшей степени удовлетворяющие их потребностям".

Интернационализация страхового бизнеса, в свою очередь, потребовала унификации его регулирования. Европейские страны, раньше других включившиеся в глобальный страховой рынок, опередили все другие страны на пути интернационализации его регулирования. В этой связи представляется необходимым подробнее остановиться на понятии глобального страхового рынка.

Как отмечают западные специалисты, "глобальный страховой рынок формировался в течение последних 50 лет, Республика Беларусь начала входить в него последние 5 лет. Его сущность заключается в переплетении финансовых отношений, посредством которых национальные рынки влияют друг на друга и мировой рынок в целом". Признаками глобализации страхового рынка являются:

· ускорение концентрации страхового капитала, а также активный процесс покупки акций и слияния страховых компаний разных стран

· интернационализация и географическое перераспределение рисков, в которое включилась даже Япония (после крупнейшего землетрясения) по каналам международного перестрахования

· интернационализация финансовых операций страховщиков

В соответствии со сферой действия международных организаций, на наш взгляд, можно выделить два уровня интеграции страхового рынка: на уровне ВТО (это и есть собственно глобальный страховой рынок, объединяющий все страны мира) и на уровне ЕС (европейская интеграция), аналогично идет и глобализация его регулирования. В отличие от глобализации регулирования экономики в целом, глобализация регулирования страхового рынка характеризуется следующими особенностями:

1. В страховании, ввиду того, что оно представляет собой интернациональный бизнес, тесно связанный с финансовой сферой, а также с информационной системой общества, процессы глобализации идут крайне высокими темпами, наравне с финансовым и информационным сектором, и опережающими темпами по сравнению с большинством других отраслей народного хозяйства

2. В силу высокой "зарегулированности" страховой отрасли (на национальном уровне) глобализация регулирования страхования имеет определенную специфику: с одной стороны, это осложняет интеграцию, так как имеются дополнительные трудности в приведении к единству национальных законодательств, с другой, облегчает ситуацию, так как хорошо управляемая отрасль легче поддается разного рода государственным действиям, в том числе и на межгосударственном уровне

На европейском уровне межгосударственная система регулирования страхования сочетает саморегулирование и государственное регулирование. Саморегулирование осуществляется международными объединениями страховщиков. Главное из них в Европе - Европейский комитет по страхованию - ЕКС (Comite Europeen des Assurances, CEA), - созданный в 1953 году, за 5 лет до образования Европейского Сообщества, как консультационный и координационный центр, призванный способствовать развитию страхования в Европе и представлять интересы европейского страхового рынка в международном масштабе. Основная задача ЕКС - представлять интересы страховщиков стран-членов ЕКС в международных организациях, в первую очередь в ЕС. Направления работы ЕКС - это содействие формированию страховой культуры в обществе, организация конференций, издательская деятельность в области страхования, развитие информационного обеспечения страховщиков, участие в разработке международных норм права, защита экономических интересов участников национальных рынков во взаимоотношениях с их правительством и др.

Государственное регулирование страхования на уровне ЕС основывается на принятии и исполнении Директив, издаваемых отдельно по страхованию жизни и "общему" страхованию (то есть по иным видам). Для вновь создаваемых компаний действует запрет совмещать страхование жизни с иными видами страхования, однако некоторым действующим компаниям в виде исключения разрешено продолжать их совмещать.

По мнению европейских специалистов, межгосударственная система регулирования в ЕС формировалась в три этапа Коваленко Н.Н. Правовое регулирование страхования в РБ: Учеб. пособие. - Мн.: РИВШ, 1999, стр. 162.

1 этап (1973-1987 гг.) - снятие ограничений на деятельность филиалов и дочерних организаций страховщиков из стран ЕС.

Первая Директива ЕС по страхованию 73/239/СЕЕ (24 июля 1973 г) относится к регулированию видов страхования иных, чем страхование жизни. Согласно этой Директиве страховые организации стран-членов ЕС смогли заключать договоры страхования по видам, иным чем страхование жизни во всех других странах Союза, в которых они имеют дочерние организации, филиалы или отделения. Директива значительно упрощала порядок лицензирования этих организаций и филиалов. Для отечественных страховщиков и компаний других стран-членов Союза уравнивались условия функционирования.

5 марта 1979 года была утверждена аналогичная Директива по страхованию жизни, однако по ней режим работы за пределами своей страны был более жестким, чем по общему страхованию.

2 этап (1987-1994 гг.) - переходный к унифицированному регулированию.

В 1987 году был подписан Договор (Соглашение) о Единой Европе, в соответствии с которым Европейским Союзом начали приниматься меры по созданию к 1992 году единого европейского рынка по широкому перечню товаров (услуг), попадающих в сферу унифицированного регулирования. В связи с этим вступила в действие еще одна Директива, процесс принятия которой начался еще в 1975 году и длился 12 лет - до момента окончательного оформления в июне 1987 г. Директива разрешила проведение операций по общему страхованию компаниями стран-членов Союза на территории любой страны ЕС без получения соответствующего разрешения в местных органах надзора. То есть фактически принятие этой Директивы означало взаимное признание всеми странами Союза систем лицензирования страховой деятельности. Кроме того, Директива содержала требование информировать органы страхового надзора о деятельности дочерних организаций и филиалов в странах, не входящих в ЕС (часть из ограничений на деятельность за пределами ЕС впоследствии была снята).

Надо отметить, что при этом процесс интеграции рынков страхования жизни шел медленнее, чем по другим видам страхования. В страховании "не жизни" интеграция шла опережающими темпами в силу того, что в ней были заинтересованы прежде всего крупнейшие европейские страховщики, специализирующиеся на имущественных и других рисковых видах страхования, которым был необходим доступ по прямому страхованию на соседние с национальным рынки.

Другие Директивы ЕС по страхованию касаются конкретных вопросов деятельности страховой организации (стандартов учета и отчетности, инвестиционной деятельности, организации страхового аудита и т.п.). Большая часть этой группы директив носит не принудительный, а рекомендательный характер, и органы власти каждой страны сами определяют порядок их применения во внутринациональной системе регулирования. Кроме того, каждая страна вправе отложить на определенный срок введение какой-либо нормы. Тем не менее налицо общая тенденция к унификации всего страхового законодательства, включая регулирование частных вопросов функционирования страхового рынка.

3 этап - с 1994 г. - функционирование единого европейского страхового рынка с унифицированным регулированием.

Внутри ЕС открыты границы для взаимного предоставления страховых услуг без юридического оформления коммерческого присутствия на территории данной страны (регистрации филиалов или дочерних организаций). Вследствие этого еще более усилилось сближение национальных систем регулирования страховых рынков.

В странах, которые в течение значительного времени использовали континентальную модель регулирования, по мере интеграции в ЕС все более проявляются черты, характерные для либеральной модели. Особенно показателен пример Франции, в которой долгое время развивалась континентальная модель, но сейчас происходит отказ от жесткого регулирования, его либерализация. В частности, в 1986 г. во Франции было отменено установление гос...........

Внедрение системы ипотечного страхования в различных странах:
США, Канаде, Великобритании, Литве и ряде других - привело к существенному увеличению общего объема ипотечных жилищных кредитов, выдаваемых кредитными организациями, увеличению количества кредиторов, желающих работать на рынке ипотечных кредитов.
В качестве государственной системы система страхования кредитных рисков была введена в США в 1934 году и сразу после Второй мировой войны в Канаде. Впоследствии в этих и ряде других стран получили развитие и частные институты ипотечного страхования.
Создание в 1934 году Правительством США Федеральной жилищной администрации (ФЖА) стало удачным примером выхода из тяжелейшего по своим последствиям кризиса, поразившего банковскую систему и подорвавшего платежеспособность большинства заемщиков, шагом, оказавшим положительное воздействие на рост и развитие первичного и вторичного рынка ипотечных кредитов. В рамках ФЖА были разработаны и внедрены большое количество специальных государственных программ по страхованию кредитных рисков, направленных на повышение доступности кредитов для семей со средними и ниже средних доходами, молодых семей, впервые приобретающих жилье в собственность, других категорий населения, не рассматриваемых ранее банками в качестве надежных заемщиков.
Бесспорный заслугой ФЖА стало не только создание надежной и самоокупаемой системы страхования ипотечных рисков, но и действенные меры по стандартизации рынка ипотечных кредитов, направленные на минимизацию кредитных рисков, внедрение методик и руководств по предоставлению и обслуживанию ипотечных кредитов, разработке и
внедрению самоамортизируемых кредитных инструментов, увеличению сроков кредитного периода до 30 лет, введению унифицированных форм кредитных документов, определению требований к надежности и профессионализму банков, которые стали принимать участие в программах.
В результате застрахованные в ФЖА кредиты стали надежным и ликвидным продуктом для банков-кредиторов. Созданная в 30-ые годы ХХ века государственная корпорация «Фэнни Мэй», а впоследствии две другие корпорации - «Джинни Мэй» и «Фредди Мак» стали выкупать, секьютиризировать и рефинансировать застрахованные кредиты посредством выпуска эмиссионных ипотечных ценных бумаг и продажи их инвесторам.
Следует отметить, что частные страховые ипотечные компании страхуют кредиты не на 100%, как это делает ФЖА, а только на часть кредита, как правило, не превышающую 25 - 50%. Это, с одной стороны удешевляет стоимость страховки, с другой стороны, не снимает полностью кредитный риск с банка. Кредитные риски делятся между банком, выдавшим кредит, и страховой компанией. За последние 30 лет рынок ипотечного страхования ипотечных рисков в США стал выгодной и надежной сферой деятельности для частного бизнеса. В настоящее время одновременно с государственной системой страхования успешно стали действовать частные страховые компании.
В Канаде также был отмечен большой стимулирующий эффект при внедрении и развитии системы государственного и частного страхования ипотечных рисков.
Канадская ипотечная жилищная корпорация была создана в 1946 году и называлась Central Mortgage and Housing Corporation. В 1979 году она переименована в Canada Mortgage and Housing Corporation (CMHC). Это государственная корпорация. Ее деятельность регулируется государством на основании следующих законодательных актов: Закон о СМНС, Национальный жилищный закон (NHA), Закон о финансовом регулировании.
Корпорация имеет 6 региональных центров по одному в каждой провинции Канада. В настоящее время только в головном офисе в Оттаве работает более 2000 сотрудников.
Однако есть и другие показательные примеры создания программ ипотечного страхования. Г онконг представляет собой прекрасный экономический пример того, как успешная программа ипотечного страхования в соответствующих условиях может положительно сказаться на росте домовладельцев и расширении индустрии ипотечного страхования. В начале 1999 года в Гонконге было впервые применено ипотечное страхование, которое расширило возможности ипотечного кредитования. Появилась возможность предоставления кредитов с максимальным уровнем соотношения ЬТУ от 70 до 85%, а иногда и до 90%. Это значительно повысило доступность жилья, потому что большее число заемщиков могли внести первоначальный взнос на уровне в 10 - 15%, чем при минимальном размере первоначального взноса в 30%, который был обязательным до введения ипотечного страхования. Банковский регулятор снизил требования для банков по взвешенному капиталу, основанному на риске, по займам с ипотечным страхованием. В результате проверки процедур андеррайтинга, проводимой третьей стороной - ипотечными страховщиками - были усовершенствованы стандарты управления рисками. Регулятор деятельности страховщиков предъявил жесткие требования по капиталу и рейтингу ипотечных страховщиков, чтобы гарантировать безопасность и надежность финансовой системы Гонконга. В результате более 12 000 заемщиков воспользовались услугами ипотечных страховщиков, чтобы стать домовладельцем. Ежегодные объемы предоставляемых ипотечных кредитов увеличились до 15 миллиардов долларов США. Статистика говорит сама за себя, в 1997 году доля ипотечного кредитования в ВВП составляла 27,3%, а в
2002 увеличилась до 42,4% благодаря внедрению ипотечного страхования.
Рассмотрим ситуацию в Европе. В ряде государств имеются государственные инструменты ипотечного страхования - Финляндия,
Франция, Швеция, Бельгия, Великобритания. В последнее время программы ипотечного страхования были внедрены и в странах Балтии. Помимо этого, на ипотечном рынке действуют и частные компании ипотечного страхования. Причиной, почему эти страны решили внедрить государственную или частную систему ипотечного страхования, является признание наличия недостатков в системах, связанных с государственными программами субсидирования жилья. Конечно, при определенных обстоятельствах система льгот и субсидий может быть выгодна, но она должна быть разработана в каждой отдельной стране с учетом местной специфики. Полностью отказаться от субсидирования нельзя, не предложив альтернативные варианты решения проблем заемщиков.
Вопросы национальной жилищной политики в Европе относятся к компетенции правительств отдельных государств, а не Евросоюза. Это создает некоторые сложности, при решении проблем, большинство из которых аналогичны проблемам в России: строительство доступного жилья как производство товаров широкого потребления, объем кредитов населению и т.п. Эти вопросы не являются специфичными только для стран с развивающейся рыночной экономикой, они обсуждаются и в Великобритании, и во Франции. Это связано с развитием и эволюционными изменениями на рынке в целом, и на рынке рабочей силы в частности. Появляются новые проблемы, которые надо решать. В качестве примера можно привести ситуацию в Великобритании. Эта страна занимает первое место в Европе по количеству домовладельцев. Он выше среднего по Евросоюзу. Однако правительство раздумывает над тем, как поднять этот уровень еще выше. Это является ответом на эволюционные процессы в обществе - имеется сегмент населения, который не охвачен услугами ипотечного рынка.
В ряде стран после введения единой европейской валюты, после заключения Маастрихтских соглашений была введена более жесткая бюджетная политика. Не каждая из европейских стран сейчас с легкостью может предоставлять субсидии, чтобы помочь определенным слоям населения
и рынку жилья. Примером может служить Португалия. Жилищный рынок Португалии был крайне субсидированным. Но сейчас шаг за шагом государство прекращает эту политику. То же самое можно сказать и об Италии. К сожалению, в Италии отсутствует согласованная жилищная политика. Единственным критерием является наличие денег в определенный момент, чтобы потратить на ее реализацию. В результате этого, только в конце финансового года вы можете понять, есть ли евро, чтобы потратить на жилищные нужды или нет. Государство уходит от решения вопросов по предоставлению жилья. В настоящее время огромное количество государственного жилья продается, что опять же вызвано сложностями с бюджетом. При этом на региональном уровне можно столкнуться с противоположным явлением. В Италии есть область, где в настоящее время за последние два года было внедрено предоставление государственной гарантии, чтобы обеспечить доступ к недвижимости для молодых семей. Конечно, им гарантируется предоставление определенной суммы по кредитам. Причем эта гарантия распространяется только на граждан, проживающих в этой области и отвечающим требованиям дополнительных критериев. Но, тем не менее, это свидетельствует о наличии различий в подходах. С одной стороны, есть бюджетные ограничения, которые не позволяют правительству инвестировать и субсидировать жилищный рынок. С другой стороны, имеется политический интерес к жилищной политике, потому что рынок поставил ряд проблем, которые необходимо решать. Нужно принять во внимание и соотношение цен на жилье и доходов граждан - они колоссально отличаются. В некоторых европейских странах разница между стоимостью жилья и доходами населения продолжает увеличиваться.
С учетом своего и чужого негативного опыта на рынке ипотечного страхования, его участники делают определенные выводы, которые находят отражение либо в нормативно-правовых актах, либо в уставах страховых компаний. Таким образом, сформировались основные принципы построения программ ипотечного страхования за рубежом, заключающиеся в следующем:
¦ целесообразность резервировать средства с учетом риска в размере, достаточном для выполнения всех требований, включая те, что могут возникнуть в период серьезного экономического спада;
¦ необходимость использовать собственные независимые критерии отбора кредиторов для участия в программе, а также критерии андеррайтинга конкретных кредитов - и те, и другие критерии не зависят от политических факторов;
¦ ежегодное приглашение (в обязательном порядке) негосударственных (частных) аудиторских компаний для проведения финансовых и производственных аудиторских проверок в дополнение к стандартным ревизиям и проверкам, осуществляемым государственными регулирующими органами;
¦ обеспечение получения и дальнейшего поддержания минимального инвестиционного рейтинга, подтверждающего способность организации выполнять платежные требования (независимо от какихлибо резервных государственных гарантий, которые организация может иметь);
¦ определение размера страхового покрытия кредита (процент первого убытка), позволяющего банку быть уверенным в том, что с точки зрения незащищенности рисков, он останется в той же или даже несколько лучшей позиции по сравнению с тем, какой бы она была, если бы кредит с базовой ставкой ЬТУ 70% был бы не застрахован. Например, кредит с ЬТУ 85% должен иметь минимальное страховое покрытие не менее 20%, а наиболее приемлемым максимальным показателем покрытия для него было бы 30%;
¦ требования к страхуемым кредитам: во-первых, жилье, отвечающее определенным стандартам качества (устанавливаются банкомкредитором и (или) страховой компанией), во-вторых, заемщики - физические лица, в-третьих, заемщики, приобретающие жилье в собственность;
¦ первоначально применяется консервативный показатель максимально допустимого страхуемого ЬТУ - он должен быть выше действующего незастрахованного базового ЬТУ, но ниже предполагаемого конечного показателя;
¦ риски следует принимать после того, как информация об индивидуальном кредите проанализирована ипотечным страховщиком, но только после того, как кредит пройдет андеррайтинг и будет признан приемлемым кредитором.
Как видно из перечисленных выше примеров, введение системы ипотечного страхования стимулирует рынок ипотечных кредитов, вводит некоторые требования, как к кредиторам, так и к заемщикам, позволяет повысить уровень ЬТУ, что делает жилье более доступным. В странах, где присутствует и государственное и коммерческое страхование ипотечных рисков, у потенциальных клиентов есть выбор между полным покрытием риска, но за более высокую плату, либо неполным покрытием, но, соответственно при более низких тарифных ставках. Системы ипотечного страхования в каждой из стран не сразу приняли тот вид, который существует сейчас. Это результат практической работы, улучшения андеррайтинга, обработки постоянно обновляемых данных, повышения требований к ипотечному кредитованию.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что преимущества ипотечного страхования для кредиторов заключаются в снижении кредитного риска, связанного с дефолтом заемщика, и возможности предлагать расширенный перечень ипотечных кредитных продуктов, ориентированных на более широкий круг заемщиков. Преимущества ипотечного страхования для заемщиков заключается в следующем: во-первых, повышается доступность кредитов за счет более высокого уровня ЬТУ и, следовательно, уменьшается сумма первоначального взноса; во-вторых, снижаются процентные ставки по ипотечных жилищным кредитам, поскольку ипотечное
страхование в целом снижает кредитных риск для кредитора; в-третьих, кредитная организация может принять решение увеличить свой кредитных портфель за счет расширения ассортимента кредитных продуктов и категорий потенциальных заемщиков.

4 26.07.2019 2 мин.

Страхование банковских рисков – лакомство для страховщиков исключительно благодаря существующей системе обязательного залогового страхования. В Российской Федерации защита от возможных операционных рисков не пользуется достаточным спросом , несмотря на то, что это норма в практике стран с развитой экономикой.

Вот самый известный исторический факт, давший развитие комплексному страхованию банковских рисков. Банковский капитал, обеспеченный страховым полисом, который был выдан в США незадолго до первой мировой, не понес значительных потерь. Теперь ежегодно в США оформляется более двух тысяч полисов страхования банковского капитала. К началу третьего тысячелетия обращение к полисам страхования обуславливается не только естественным риском, который имеет место при вложении капитала, но и различными непредвиденными ситуациями, такими как излишнее государственное вмешательство, хакерские вторжения, нестабильная политическая обстановка.

Конечно, риски, которые несут банковские учреждения, чрезвычайно разнятся с рисками промышленных предприятий. У последних есть имущество, которое необходимо защитить от реально ощущаемых угроз, коими являются подтопление, пожар, противоправные деяния сторонних лиц. Со страхованием ответственности тоже более- менее все понятно – ему подлежат товары и услуги, профессиональные качества и действия. Страхование же банковских рисков совсем другое дело . Ведь поле деятельности банковских учреждений – огромный риск, за который и платят значительные суммы, и потерять здесь можно не только возможную прибыль, а и собственные вложения.

Банковское имущество и ответственность должных лиц точно также подлежит страхованию, как и прочее имущество и ответственность юридических лиц. Но специфические страховые продукты, относящиеся именно к этому виду деятельности, на территории России имеют единичный характер, хотя они необходимы: страхование финансовых рисков (валютного, процентного, кредитного), функциональных и прочих рисков. Причем обе стороны – и страховщики, и банки – пеняют друг на друга. Первые не хотят создавать страховые продукты, а вторые обвиняются в непрозрачности предоставляемой информации и отсутствии желания воспользоваться услугами страховщиков.

Уже давно работает с комплексным страхованием банков. В части стран с развитой экономикой является обязательным страхование для банков, работающих с физлицами. На территории российского государства владельцами аналогичных полисов являются лишь несколько банковских учреждений, что обусловлено вечным желанием сэкономить. Но в страховании этой сферы заинтересованы не только банки, но и еще огромная категория участников данного рынка – те, кто вложил свои средства в эти учреждения, и такая экономия может привести к фатальным последствиям вплоть до утраты бизнеса и капитала. Мудрый учится на чужих ошибках – ведь опыт мировых банковских учреждений показывает, что страхование просто необходимо.

Как это не печально, на нашем российском рынке финуслуг активно используются лишь обязательное страхование залогового имущества и страхование трудоспособности и жизни заемщика. Это позволяет подстраховаться банкам и от форс-мажорных ситуаций, которые случаются довольно часто, и от умышленного мошенничества. Страховые организации готовы предоставить банкам имеющуюся огромную базу по заемщикам и клиентам – эта информация будет дополнительным минимизатором рисков банковского учреждения.

Помимо данного сотрудничества «акулы» финансового рынка сейчас разрабатывают программы совместного маркетинга. Дальнейшее тесное сотрудничество может увеличить доверие обоих сторон и позволит развивать страхование, связанное с операционными рисками. А это защитит не только банковскую сферу, но и всех, кто находится с ней «в единой связке».