Бюджетное устройство. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы рф Способы регулирования межбюджетных отношений

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В унитарных (единых) государствах (Франция, Китай, Индонезия, Великобритания и т.д.) бюджетная система включает два уровня:

    Государственный бюджет

    Местные бюджеты

В федеративных государствах (РФ, США, Канада, Индия, Австралия и другие) бюджетная система включает три уровня:

    Государственный бюджет (Федеральный бюджет или бюджет центрального Правительства)

    Бюджеты членов Федерации (субъектов – в РФ; штаты – в США; провинции – в Канаде; земли – в Германии и т.д.)

    Местные бюджеты

В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

В федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в бюджет государства.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношения и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней :

    Федеральный бюджет

    Бюджеты субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ)

    Местные бюджеты, в том числе:

    Бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

    Бюджеты городских и сельских поселений

Бюджетная система РФ основана на принципах :

    Единства бюджетной системы РФ

    Самостоятельности бюджетов

    Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

    Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

    Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

    Сбалансированности бюджета

    Единства расходов кассы

    Подведомственности расходов бюджетов

    Результативности и эффективности использования бюджетных средств

    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджета

    Адресности и целевого характера бюджетных средств

    Прозрачности (открытости)

    Достоверности бюджета

17. Сущность, структура и значение бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставление показателей бюджетов.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ –осуществляется Министерством финансов РФ.

<с 01.01.1995г в РФ была введена новая бюджетная классификация. Мотивы ее составления: Россия начала входить в мировую интеграцию. Введение налоговой системы >

Бюджетная классификация состоит из следующих разделов:

    Классификация доходов бюджетов

    Классификация расходов бюджетов

    Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

    Классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления)

    Экономическое содержание и структура Доходы бюджетов.

Доходы бюджетов – выражают экономические отношения, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда.

Формой правления этих отношений служат поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Состав бюджетных доходов, а также формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также решаемых обществом экономических задач. В современных условиях доходы бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ

Доходы бюджета делятся на:

    Налоговые (налог и финансовые санкции связанные с нарушением налогового законодательства)

    Неналоговые

    Безвозмездные поступления

К налоговым доходам относят:

налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это обязательный, безвозмездный, безвозвратный платеж в определенные государством сроки, в определенных размерах.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.

В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые – налоги на доходы или имущество. В налоговые отношения вступают два субъекта: государство (муниципалитет) и налогоплательщики. (пример: НДФЛ, налог на прибыль организаций, на имущество физических и юридических лиц)

Косвенные – надбавка к цене товара (работы, услуги). В налоговые отношения вступают три субъекта: продавец товара (работы, услуги) выступает посредником между государством и налогоплательщиком.

В зависимости от уровня взимания налоги делятся на:

    Федеральные

    Региональные (субъектов РФ)

    Местные (налог на землю, налог на имущество физических лиц)

К неналоговым доходам относятся :

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений

    Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

    Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе – штрафы, конфискации, компенсации

    Средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемы для решения конкретных вопросов местного значения. Решает местный референдум (сход граждан).

    Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступления относят:

    Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Субвенции из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ;

    Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

    Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.

Субсидия – выплата потребителям, предоставляющаяся за счёт гос или местного бюджета.

Субвенция – вид денежного пособия местного органа власти со стороны государства (на определённый срок, на конкретные цели). Подлежат возврату в случае нецелевого использования.

Дотация – безвозвратное денежное пособие из гос бюджета организациям, предприятиям, отдельным лицам, для покрытия убытков, компенсаций потерь и других целей.

    Экономическое содержание и структура расходов бюджета

Расходы бюджетов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения бюджетного фонда. На состав бюджетных расходов оказывают большое влияние внутригосударственные и внешние, экономические и политические факторы.

Наибольшая их часть приходится на расходы федерального бюджета - это объясняется тем, что они связаны с решением общегосударственных проблем и направлены на финансирование мероприятий, имеющих не только федеральное, но и региональное значение (ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования; Наукограды; Приграничные города)

Расходы федерального бюджета имеют ряд особенностей:

    Вызваны самим фактом наличия гос-ва, т.е. носят императивный характер

    Служат воспроизводству эк и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время

    В основной массе являются непроизводительными, т.к. являются долей НД, выбывающего из воспроизводственного процесса.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: (14 разделов)

    Общегосударственные вопросы:

      Функционирование Президента РФ

      Функционирование высшего должностного лица, субъекта РФ и муниципального образования

      Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов субъектов РФ, местного

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

    1. Органы прокуратуры

      Органы внутренних дел

      Внутренние войска

      Органы истиции

    Национальная оборона:

    1. Вооруженные Силы РФ

      Модернизация вооруженных Сил РФ и воинских формирований

      Мобилизационная и вневойсковая подготовка

    1. Жилищное хозяйство

      Коммунальное хозяйство

      Благоустройство

      Прикладные научные исследования в области ЖКХ

      Другие вопросы в области ЖКХ

  1. Национальная экономика:

    1. Общеэкономические вопросы

      Топливно-энергетический комплекс

      Сельское хозяйство и рыболовство

      Водные ресурсы

      Транспорт

    Охрана окружающей среды:

    1. Экологический контроль

      Сбор/удаление отходов и очистка сточных вод

      Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

      Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

    Культура, кинематография:

    1. Культура

      Кинематография

      Другие вопросы

    Образование:

    1. Дошкольное образование

      Общее образование

      Начальное профессиональное образование

      Среднее-профессиональное образование

    Здравоохранение:

    1. Стационарная медицинская помощь

      Амбулаторная помощь

      Скорая медицинская помощь

    Социальная политика:

    1. Пенсионное обеспечение

      Социальное обслуживание населения

      Социальное обеспечение населения

      Охрана семьи и детства

    Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

      Иные дотации

      Прочие межбюджетные трансферты общего характера

    Физическая культура и спорт:

    1. Физическая культура

      Массовый спорт

      Спорт высших достижений

      Прикладные научные исследования в данной области

    Средства массовой информации:

    1. Телевидение и радиовещание

      Периодическая печать и издательство

      Прикладные научные исследования в данной области

    Обслуживание государственного и муниципального долга:

    1. Обслуживание внутреннего государственного и муниципального долга

      Обслуживание государственного внешнего долга

    Бюджетный процесс, его стадии.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, исполнению бюджетов, контролю за исполнением, составлению внешней проверки.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ;

    глава муниципального образования - Высшее должностное лицо субъекта РФ;

    Законодательные и исполнительные органы гос власти

    Центральный банк РФ;

    Органы государственного финансового контроля;

    Получатели бюджетных средств.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами;

    Распорядители бюджетных средств;

    Администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

    Администраторы доходов бюджетов;

Стадии бюджетного процесса:

    Составление Проекта бюджета

    Рассмотрение Проекта бюджета

    Утверждение бюджета

    Исполнение бюджета, контроль за его исполнением.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

    Общий объем доходов бюджета;

    Общий объем расходов;

    Дефицит бюджета.

Составление проектов бюджетов – осуществляется Минфином РФ, финансовыми органами субъектов РФ.

Составление проекта бюджета основывается на:

    Бюджетном послании Президента РФ;

    Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

    Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

С проектом бюджета так же представляют некоторые документы и материалы:

    пояснительная записка к проекту.

    основные направления бюджетной и налоговой политики;

    расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    иные документы и материалы.

    проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

    предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

    прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

На рассмотрение проект бюджета подаётся не позднее 1 ноября текущего года. (высшие органы субъектов РФ) -не позднее 15 ноября текущего года. (проект о местном бюджете)

ЦБ РФ не позднее 1 октября текущего года отправляет в гос. думу проект основных направлений государственной денежно-кредитной политики на год и плановый период.

Предварительно указанный проект направляется президенту РФ и в правительство РФ.

В течении суток со дня внесения проекта в гос. думу, совет гос. направляет его в Комитет по бюджету гос. думы для заключения.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в 3 чтениях

Первое чтение (20 дней).

Обсуждает концепцию проекта федерального закона, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики бюджетов:

    Общий объем расходов;

    Общий объем доходов

    Нормативная величина Резервного фонда;

    Дефицит федерального бюджета.

    Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

Если гос. Дума принимает проект то, утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

Если нет, то гос. дума может:

    Передать законопроект в согласительную комиссию для разработки согласованного варианта основных характеристик Федерального бюджета (10 дней);

    Вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку (20 дней);

    Поставить вопрос о доверии Правительству РФ (новый проект в течении 30 дней).

Второе чтение.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в течении 25 дней, со дня его принятие в 1-ом чтении.

Что может рассматривать гос. Дума:

    Распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;

    Программа гос. внутренних и внешних заимствований РФ;

    Долгосрочные целевые программы

    Приложение к федеральному закону

Рассмотрение поправок проводится в Комитете по Бюджету.

Гос. дума рассматривает проект в течении 10 дней.

Утверждается структура расходов федерального бюджета на финансовый год.

Третье чтение.

Принятый в гос. думу федеральный закон в течении 5 дней, со дня принятия, передается на рассмотрение Совета Федерации (14 дней).

Если проект одобренный советом федерации, то федеральный закон в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и дальнейшего выхода в свет.

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования!

Если закон не одобрен советом федерации, федеральный закон передается в согласительную комиссию (10 дней).

И Гос. дума повторно его рассматривает в одном чтении.

Если Президент РФ отклоняет законопроект, то он передается в согласительную комиссию с участием представителя президента РФ.

Исполнить бюджет – это значит обеспечить своевременность и полноту формирования доходной части и финансирования расходов (обеспечить своевременность, полноту и адресность).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет федеральное казначейство.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемых в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная роспись утверждается Минфином РФ.

    Государственный (муниципальный) кредит. Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции денежных средств (процесс постепенного накопления экономическим субъектом денежных ресурсов)органами гос. власти и местного самоуправления для финансирования государственных (муниципальных) расходов на началах возвратности.

Кредиторами выступают физические и юридические лица.

Заёмщиком – государство в лице его органов и органы местного самоуправления.

Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажноденежной эмиссии.

Государственный и муниципальный кредит имеет общие черты и отличия от банковского кредита.

Общее – берется на условиях возвратности, срочности, платности.

Отличительные особенности

Банковский кредит

Гос. и Муниципальный кредит

Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают

Экономические интересы заемщика и кредитора относительно обособлены

Деньги выполняют функцию средства платежа

Не только средства платежа, но и средства обращения

Способствует росту наличных денег в обращении

Сокращает денежную массу в обращении

Предполагает производительное использование ссудного фонда

Он используется на погашение бюджетного дефицита, на финансирование бюджета или имеет строго целевое направление

Источником погашения является прибыль

Источником погашения являются средства бюджета

Контрольная функция – реализуется

Контрольной функции нет

В зависимости от места получения государственный кредит подразделяется на внешние и внутренние займы. Муниципальный кредит предполагает только внутренние займы.

По срокам погашения они делаться на:

    Краткосрочные (до года);

    Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (свыше 5 лет);

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы, сроки кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают облигационные и безоблигационные займы.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих задач:

    Финансирования дефицита бюджета на неинфляционной основе;

    Финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, соц. обеспечения и т.д.;

    Регулирование экономической активности:

    Денежной массы в обращении;

    Воздействие на цены и инфляцию;

    Экономический рос и т.д.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется:

    Через ЦБ РФ или Минфин РФ;

    В бумажной (бланковой) или безбумажной (в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев – хранилище денег, ценных бумаг и т.д .) формах;

    Разнообразными методами:

    Аукционные торги;

    Открытая продажа всем желающим по установленным ценам;

    Закрытое распространение среди определенного круга инвесторов;

Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы на следующие цели:

    Покрытие временного дефицита бюджета;

    Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодных бюджет;

    Строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения;

    Финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупятся в течении нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже – векселей.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ.

Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный долг – это обязательство, возникающее из гос. или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

По источникам возникновения долга, долг бывает:

    Внешний – обязательство, возникающее в иностранной валюте.

    Внутренний – обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный и муниципальный долг делится на:

    Текущий (срок погашения которого наступил);

    Капитальный (все долговые обязательства).

Долговые обязательства РФ и субъектов РФ могут быть:

    Краткосрочными (менее года);

    Среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно).

Долговые обязательства муниципального образования:

    Краткосрочными (менее 1 года);

    Среднесрочными (от года д о5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ.

Муниципальным долгом – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) в соответствии с уставом муниципального образования.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентам по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств РФ осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная Долговая Книга РФ). Осуществляет – Минфин РФ.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств субъекта РФ – в гос. долговой книге субъекта РФ.

Муниципальных долговых обязательств – в муниципальной долговой книге муниципальных образований

Способы управления государственным (муниципальным) долгом:

    Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

    Реструктуризация долга – основанная на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих гос. или муниципальных долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

    Унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа

    Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов

    Аннулирование долга – когда гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование может проводиться по двум причинам:

1) В случае финансовой несостоятельности гос-ва

2) При смене политической власти

Классификация преимуществ и недостатков стандартных методов управления государственным долгом

Преимущества для заемщика

Недостатки для заемщика

Рефинансирование

Замещение бюджетных источников погашения и обслуживания долга на новые заимствования

Пролонгация (отсрочка)

Экономия бюджетных средств

Накопление долга. Рост долговой нагрузки на бюджет.

Конверсия

Обеспечение замещения долга менее обременительными видами обязательств.

Повышение доверия к надежности заемщика со стороны кредитора в случае увеличения процентного дохода.

Возможность привлечения в экономику существенных инвестиций.

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора в случае снижения процентного дохода.

Реальные потери части государственной собственности.

Консолидация

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора.

Унификация

Изменение доходности и сроков погашения долга.

Равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет

Снижение ликвидности долговых обязательств.

Аннулирование

Экономия бюджетных средств

Потеря кредитной репутации среди потенциальных кредиторов.

Лишение возможности привлечения заимствований с внешних рынков.

Реструктуризация

Повышение возможности выполнения долговых обязательств.

Возможность частичного списания (сокращения) долга.

Бюджетное устройство включает в себя три составных, взаимосвязанных между собой элемента:

1. Бюджетная система и ее принципы

2. Бюджетные права федеральных, региональных и местных органов власти

3. Система взаимоотношений между бюджетами

Основу бюджетного устройства любой страны составляет бюджетная система. В РФ состав бюджетной системы определяется конституцией РФ, которая закрепляет право органов государственной власти и местного самоуправления на составление и исполнение собственных бюджетов и системы внебюджетных фондов.

Конкретная структура бюджетной системы определяется бюджетным кодексом РФ, статьей 10. В соответствии с этой статьей, бюджетная система РФ имеет три уровня :

1. Федеральный . Включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования.

2. Региональный. Включает в себя бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местный уровень. Все виды местных бюджетов.

Основу каждого уровня составляет территориальный бюджет. В РФ ресурсы между территориальными бюджетами распределяются непропорционально. На федеральный бюджет приходится около 60% всех бюджетных ресурсов, и на бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты примерно по 20%.

Государственные внебюджетные фонды вместе составляют примерно около 40% от размеров всех территориальных бюджетов.

В РФ применяется также термин, консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению.

Консолидированный бюджет РФ – это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях.

Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов , установленных в бюджетном кодексе. Таких принципов сейчас записано в кодексе 10. Основных три:

1. Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единство правовой основы бюджетных отношений, единство денежной системы РФ, единство форм бюджетной документации и принципов организации бюджетного процесса. Кроме того, принцип означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и единые правила ведения бухгалтерского учета всех видов бюджета.


2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ . Он предполагает закрепление доходов полностью или частично за соответствующим бюджетом и определение полномочий по осуществлению расходов федеральными, региональными и местными органами власти.

3. Принцип самостоятельности бюджетов. Включает в себя право органов государственной и местной власти на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных доходов у каждого бюджета и закрепление регулирующих доходов, поступающих из вышестоящего уровня бюджетной системы. Предполагает право государственной и местной власти на самостоятельное определение направлений расходов бюджетов и источников финансирования бюджетного дефицита. Предполагает недопустимость изъятия доходов и сумм экономий по расходам, полученных в процессе исполнения бюджета, а также компенсации за счет других бюджетов дополнительных расходов и потерь в доходах.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Предполагает, что все доходы и расходы, установленные законодательством, подлежат включению в бюджет в обязательном порядке и в полном объеме. Не допускается финансирование бюджетных расходов за счет каких-то иных средств.

5. Сбалансированность бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита.

6. Эффективности и экономности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов, государственные и местные органы власти и бюджетополучатели должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимального объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ограниченного объема бюджетных средств.

7. Принцип совокупного покрытия расходов. Предполагает, что все доходы бюджета и источники финансирования бюджетного дефицита носят общий характер, т.е. используются для финансирования любых расходов бюджета. Поэтому запрещается закрепление доходов и источников финансирования бюджетного дефицита за конкретными видами расходов, за исключением средств целевых бюджетных фондов и целевых иностранных кредитов.

8. Принцип гласности. Означает обязательное опубликование в открытой печати бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в федеральном бюджете.

9. Достоверность бюджета. Связана с обеспечением надежности показателей прогноза социально-экономического развития отдельных территорий и реальностью расчета доходов и расходов.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств . Означает, что бюджетные средства выделяются бюджетополучателям с обязательным указанием направлений их целевого использования. Все действия государственных и местных органов, а также бюджетополучателей, которые приводят к нарушению адресности и целей использования средств, являются нарушением бюджетного законодательства и к нарушителям применяются специальные финансовые санкции, установленные бюджетным кодексом.

Таким образом, характер бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Сущность бюджета

Бюджет является центральным звеном государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве - совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

Законодательная база

Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Функции бюджета

Являясь частью , бюджету соответствуют следующие функции финансов:

  • Распределительная - проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
  • Контрольная - действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
  • Регулирующая - государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство - это принципы, определяющие организацию и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

  • Принцип единства - единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
  • Принцип разграничения доходов и расходов - означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • Принцип самостоятельности бюджета : а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
  • Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
  • Принцип общего покрытия расходов - все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
  • Принцип гласности - обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
  • Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
  • Принцип адресности и целевого характера - бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
  • Местные бюджеты.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Местный бюджет - главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Территориальный бюджет - свод региональных и местных бюджетов.

Доходы и расходы бюджета

Доходы

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

  • Налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
  • Неналоговые доходы : доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • Поддержка отраслей материального производства;
  • Научно-технический прогресс (НТП);
  • Социальная защита населения;
  • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

  • Текущие - обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • Капитальные - обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

  • Собственные - виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
  • Регулирующие - федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

  • Трансферты - средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
  • Дотации - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
  • Субвенция - средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
  • Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Чтобы выяснить, как и насколько сильно зависит развитие национальной экономики от бюджета, рассмотрим основы построения бюджетного устройства РФ.

Бюджетное устройство страны означает организацию бюджетной системы, принципов ее построения. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, вопросы формирования и использования бюджетных средств. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Итак, бюджетное устройство РФ - это организационно-правовое построение бюджетной системы РФ, позволяющее выделить в её составе структурные подразделения и определить формы взаимосвязей между ними.

Бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие:

  • 1. Бюджетную систему.
  • 2. Бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня.
  • 3. Принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3) местных бюджетов (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).

Состав бюджетной системы приведен на рис. 1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

В Бюджетном кодексе дается понятие консолидированного бюджета - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Рис. 1.

Следует отметить, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • 1. единство бюджетной системы Российской Федерации;
  • 2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • 3. самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • 4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджета;
  • 5. сбалансированность бюджета;
  • 6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • 7. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • 8. гласность;
  • 9. достоверность бюджета;
  • 10. адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
  • 11. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

Необходимо отметить, что существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. При централизованном типе государственного федеративного устройства, разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. При этом самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму .

В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

  • 1. “раздельные” налоги (федеральные, региональные и местные);
  • 2. “сквозные” федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • 3. финансовые трансферты субъектам РФ из федерального бюджета;
  • 4. дотации, субсидии и субвенции;
  • 5. целевые федеральные программы;
  • 6. взаимные расчеты;
  • 7. бюджетные ссуды;
  • 8. системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

Итак, можно сделать вывод, что в результате финансовой деятельности между бюджетами разных уровней возникают межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов и органов местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов .

Механизм межбюджетных отношений представлен на рис. 2.

Можно сказать, что межбюджетные отношения составляют сложную и многоуровневую систему отношений.

Анализ действующей практики показывает, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действует два принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны - дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, может возникать временной разрыв. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный бюджет, а затем из федерального в региональные, вынуждает отдельные субъекты РФ прибегать к различного рода займам, кредитам .

Кроме того, одной из основных проблем межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов.

Следует отметить, что для сбалансированности в развитии регионов в составе бюджета функционирует пять специальных фондов, через которые осуществляется выделение средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде финансовой помощи.


Рис. 2.

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов РФ, начиная с 1994 г., осуществляются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов РФ. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, получают средства из этого фонда в виде трансфертов. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей территориальные бюджетные доходы и численность населения региона. В настоящее время применяется методика распределения средств фонда, предложенная в 2000-2001 годах. В основу методики положено разграничение регионов по уровню бюджетной обеспеченности на следующие виды: регионы доноры, дотационные регионы, высоко дотационные регионы.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначен для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в Федеральном бюджете создан Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций и субсидий направляются на реализацию федеральных законов по выплате социальных пособий, пенсий инвалидам, детских пособий, предоставлению льгот.

Фонд софинансирования социальных расходов создан в 2002 г. для предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. Средства фонда в виде субсидий предоставляются отобранным на конкурсной основе регионам при условии осуществления ими реформ в бюджетной сфере .

Итак, можно сделать вывод, что бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие: бюджетную систему; бюджетные права; принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования. Следует отметить, что бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного бюджетов. Бюджетная система основывается на принципах функционирования, которые описываются в этой главе. Кроме того, отметим, что Россия тяготеет к централизованному типу бюджетного федерализма. Можно сказать, что межбюджетные отношения РФ составляют сложную и многоуровневую систему отношений. Механизм межбюджетных отношений включает: принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетного регулирования. Отметим, что основной проблемой межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов, которое компенсируется за счет различных фондов.

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации .

Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:

  • федеральных законов - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • законов субъектов РФ - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований - местные бюджеты.

Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.

Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:

  • бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов (ст. 184.2 БК РФ);
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона - закона субъекта Российской Федерации.

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.

Состав бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.